2. Красно-Жёлтые Дни
3. Нам с Тобой
4. Звезда
(Вера, Надежда, Любовь)
5. Кукушка
6. Когда Твоя Девушка Больна
7. Муравейник
8. Следи за Собой
Виктор Цой — вокал, гитара
Юрий Каспарян — лид-гитара
Игорь Тихомиров — бас-гитара
Слова - Виктор Цой
Музыка и аранжировки - КИНО
Записано в 1990 годe на студии "Видеофильм",
Звукорежиссеры - Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров
Ремастерировано в 1996 голу в студии MMS
Звукорежиссер ренастеринга - Евгений Гапеев
Звукорежиссер - Евгений Гапеев
Фото: - Валентин Скляров
Дизайн обложки - Андрей Гусев
Дизайн серии - Василий Гаврилов, Павел Семенов
LP, "Moroz Recordc", 1990
CD, "Moroz Records", 1996 (с бонусами)
Черновой вариант которого был записан летом 1990 г. Виктором Цоем и Юрием Каспаряном в латвийском поселке Пленциемс, накануне гибели Виктора Цоя. Музыканты группы Кино самостоятельно доводили альбом, который вышел в декабре 1990 года.
По результатам опроса газеты "Московский комсомолец" он был назван лучшей пластинкой 1990 года.
Обложка альбома была ровного чёрного цвета и не содержала никаких надписей, кроме логотипа группы (отсюда его официальное название - "Кино"). Налицо были явные аналогии с "Белым альбомом", которые тут же были подмечены фанатами Цоя. Впоследствие название "Чёрный альбом" прижилось и в официальной дискографии группы.
"Наше радио", программа "Летопись":
К началу лета 1990 гастрольный тур был закончен. Финальным аккордом его стало выступление 24 июня на большой спортивной арене стадиона Лужники перед 70 тысячами зрителей. ...После этого шоу группа взяла на лето тайм-аут, и Виктор Цой с Юрием каспаряном выехали в Юрмалу.
Ю. Каспарян:
Сначала Виктор уехал, отдыхал... Я тогда как раз купил машину, погрузил на нее пожитки все - портостудию там, усилители, инструменты - и поехал в Юрмалу... И мы там занимались... в сарайчике каком-то, сеть главное чтобы была...
На четырехканальную портостудию, которую привезла из Америки жена Каспаряна - Джоана Стингрей - уже был записан альбом "Группа Крови". На ней же были сделаны прикидочные версии песен для нового альбома.
... За месяц с небольшим рабочая запись альбома была закончена. 13 августа Юрий Каспарян вернулся в Ленинград, а Виктор Цой решил задержаться в Юрмале на несколько дней...
Из оперативной сводки Латвийской госавтоинспекции:
"Столкновение автомобиля "Москвич"-2141 темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус"-280 произошло в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35 км трассы .... Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч. Водитель - Цой Виктор Робертович - не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно. Водитель автобуса не пострадал".
Песни доволились до ума в ВПТО студии "Видеофильм". В бывшем особняке Лаврентия Берии музыканты придавали рабочим записям окончательный вид. Работали втроем - к Каспаряну и Гурьянову присоединился басист КИНО - Игорь Тихомиров.
Ю. Каспарян:
...Я ответственность большую ощущал при сведении...
Г. Гурьянов:
Не было присущей радости и веселья, сопровождающего записи всех предыдущих альбомов. Ну. конечно, стоит ли описывать наши чувства в это время? Мы старались максимально сохранить звук, стиль... Из-за этого было трудно даже работать, потому что...
Ю. Каспарян:
...потому что был Витя записан на этой кассете...
Г. Гурьянов:
...Никаких радикальных перемен!
Винил "Черного альбома" напечатали полумиллионным тиражом во Франции в кампании "Метадигиталь". Впервые в истории советской звукозаписи пластинку удалось записать и напечатать без какого-либо участия фирмы "Мелодия". Первый тираж начали продавать 9 января 1991 года в Московском Дворце молодежи. Цена диска по тем временам была бешенной - 25 рублей. Для сравнения самый дорогой - болгарский - диск в магазине стоил 7,5 руб, а обычные - нашего производства - 2,5-3,5 руб.
За свой четвертной покупатель получал собственно винил, пакет и плакат группы КИНО. Плакаты были в двух версиях, на одном из которых был напечатан тексты неопубликованных песен "Вопрос" и "Завтра Война".
Не обошлось без скандалов. За билет на презентацию диска сдирали по полторы сотни, что откровенно взбесило фанатов. А вскоре по стране стали продаваться винилы без плаката и пакетов. Как оказалось 10 тысяч дисков были украдены с завода еще до презентации и, соответственно, пошли в народ.
Так называемая "Стена Цоя", возникшая стихийно на Арбате после его гибели.
И. Тихомиров, "COSMOPOLITAN", сентябрь-октябрь 1995 г.:
У меня эти несколько месяцев слились в какой-то сплошной кошмар. Гибель близкого человека всегда тяжело переживается, а здесь это еще было связано с неизбежным крушением жизненных планов, которые были выстроены уже надолго вперед: запись альбома, поездка в Японию... Истеричные похороны, бесконечные интервью какие-то, жуткие финансовые разборки и изнурительная работа над альбомом, которая в основном свалилась на меня. Ребята вели себя довольно инфантильно, по большей части боролись с Айзеншписом. Я же чувствовал, что есть материал и его надо издать - остались демонстрационные записи, сделанные на нашей студии. Аранжировки прикидочные, но, к счастью, голос был записан на отдельном канале. Его можно было выделить и доработать все остальное. Весь сентябрь провели в студии в Москве, а "доводить до ума" поехали во Францию. Хотелось сделать хороший, максимально профессиональный звук. Когда все было кончено, приехал домой и "вырубился".
А. Троицкий:
Расположением песен внутри альбомов всегда занимался Цой. Он же давал альбомам названия. Поскольку последняя пластинка группы "Кино" вышла в свет уже после смерти своего лидера, названия у нее нет. В народе ее обычно называют "Черный альбом" - в соответствии с оформлением. История создания пластинки такова. После долгих интенсивных гастролей, в начале июля 1990 года Цой и Каспарян, взяв гитары и порта-студию, уединились на даче в Юрмале. Они отдыхали от стадионных концертов и одновременно записывали черновик нового альбома. По словам Каспаряна, работа шла довольно туго: за все время целиком была записана и инструментирована единственная песня - "Красно-желтые дни". Все остальное, что записалось - это сам Цой, поющий под акустическую гитару новые песни. Предполагалось, что альбом будет записываться на большой профессиональной студии ("Мосфильм" или "Ленфильм"), а сведение состоится в Париже (где уже был удачно сведен предыдущий диск "Кино" - сборник "Последний герой"). Однако все вышло не так. 15 августа Цой погиб. Запись осталась. В октябре-ноябре 1990 года в Москве на студии "Видеофильм" Каспарян и Тихомиров реставрировали четырехканальную запись с голосом и ритм-гитарой Цоя, аранжировали новые песни, наложили партии других инструментов и смикшировали запись. Все инструментировки они придумывали фактически вдвоем, ударник Густав участия в работе не принимал. Процесс "воссоздания" последнего альбома Цоя и "Кино" был невероятно тяжелым и нервным. С одной стороны, груз трагических обстоятельств и ответственность перед погибшим другом. С другой - чисто профессиональные и технические проблемы, связанные с необходимостью создания полноценной фонограммы на основе, фактически, "домашней" записи. Кроме того, сильнейшее давление оказывалось извне: миллионы поклонников знали о существовании "выжившей" записи и ожидали ее с растущим нетерпением. Относительно конечного результата мнения двух музыкантов "Кино" расходятся. Каспарян считает, что будь у них больше времени на работу, можно было бы сделать альбом интереснее. Тихомиров уверен, что в сложившихся обстоятельствах они сделали максимум возможного. Так или иначе в декабре 90-го года "Черный альбом" был представлен публике.
А. Рыбин "Кино с самого начала и до самого конца", изд-во "Феникс", 2001:
- ...В общем, когда он погиб, моя обязанность как продюсера была в том, чтобы довести его работу до конца. Я имею в виду этот последний альбом, который называют "Черным". Еще летом я обещал ему, что новый альбом, материал для которого уже был написан, выйдет осенью. И я сдержал слово.
Юрий сделал то, на что вряд ли пошли бы в Ленинграде. Альбом, конечно, был бы сделан в любом случае, вопрос только в том, как.
Несколько лет спустя я писал свою сольную пластинку в хорошей студии, и Юрий Морозов, сидевший за пультом на сведении, заметил:
- Леша, что тут думать? Вопрос качества - вопрос денег. Все очень просто...
Это аксиома, работающая в шоу-бизнесе всегда и везде. Юра Айзеншпис взял банковский кредит, взял его под себя, кредит по тем временам сумасшедший, что-то в районе миллиона долларов, если пересчитывать на привычную валюту. Ну, миллион не миллион, а тысяч, примерно, восемьсот. Мы специально считали. На эти деньги и был записан и издан этот самый "Черный альбом". Что характерно, это был первый в истории независимый русский альбом, который вышел без всякого взаимодействия с "Мелодией", и вышел в России, тем самым нарушив монополию этой фирмы на тиражирование записей отечественных артистов.
Тираж разошелся в течение трех-четырех месяцев, Юрий вернул кредит, и пришла пора дележки авторских прав Виктора. Юра Айзеншпис не стал воевать и отбивать себе разного рода смежные права, просто отдал все, что у него было по этой сфере деятельности, по "Кино" то есть, и закрыл этот вопрос. В дальнейшем всеми вопросами, связанными с публикацией наследия "Кино", занималась и занимается фирма "Мороз-Рекордс".
"Черный альбом" - работа Каспаряна и Тихомирова. Густав уже не принимал участия в записи, да и вообще он очень опосредованно участвовал в студийной работе "Кино" на всем периоде совместного творчества.
Альбом мог бы быть гораздо более радикальным, если внимательно слушать тексты, то это становится очевидным, но Игорь Тихомиров придал ему некую всеядную попсовость - в хорошем смысле этого слова. Он получился каким-то ненарядным, без кульминационных всплесков, очень ровным, очень одинаковым от начала до конца, с одной энергетической напряженностью, и напряженностью, на мой взгляд, очень слабой. Просто ровная, качественная поп-музыка без особенных изысков. Может быть, даже чересчур ровная...
Музыканты, Е.Додолев и Ю.Айзеншпис на презентации "Черного альбома", в МДМ (Москва, 12 января 1991).
Н.Барановская, 1991:
...Цой в нем раскрывается совершенно по-новому. Он там какой-то не восточный, я бы сказала. Очень русский получился альбом, с какими-то даже фольклорными мотивами. Поэтому я не верю в то, что он сделал все, что мог. Даже по этому последнему альбому чувствуется, что тут только что-то началось - совсем другое, новое. Оно еще даже не раскручено, только наметки, отдельные моменты, из которых мог вырасти совсем другой стиль.
Из интервью с Г. Гурьяновым, 2007(?):
- Чья была идея "черного квадрата" в Последнем альбоме?
- Моя идея. Денис Егельский и еще кто-то мне ее выговаривал. Очень удачно. Черный цвет - очень модный в то время. Квадрат Малевича, но это еще и по ассоциации, мы очень любили, с группой JOY DIVISION: у них две пластинки, одна белая, другая черная.
Пластинки группы JOY DIVISION, о которых говорил Г. Гурьянов - "Unknown Pleasures" (1979) и "Closer" (1980):
Сергей Курий
_____________________________________________________
Вчера продюсер Юрий Айзеншпис преподнес ведущим «ЗД» бесценный рождественский подарок — последний альбом группы «Кино», выпущенный французской студией «Метадигитал».
Презентация состоится 12 января 1991 г. в Московском Дворце молодежи. Там же пройдет первая продажа альбома. Его цена вместе с пакетом и плакатом составляет 25 руб. Все средства, которые будут получены от продажи пластинки, перейдут в Фонд им В. Цоя, о деятельности и планах которого уже рассказывала наша газета. Текущий счет фонда № 700811 в Главном управлении Госбанка РСФСР по г. Москве МФО 201791.
Можно предположить, что даже полумиллионный тираж, которым выпущен посмертный альбом Виктора Цоя, не сможет удовлетворить спрос. С этой целью студия фонда «Мы ждем перемен» осуществляет наложенным платежом перезапись пластинки на кассеты и катушки. Заказы следует направлять по адресу: 117049, Москва, а/я 634. Вместе с кассетой студия высылает заказчикам памятный плакат В. Цоя.
"Московский Комсомолец" 27.12.1990
ПРЕЗЕНТАЦИИ НЕ БУДЕТ?
В прошлом выпуске «ЗД» мы сообщили о событии, которое ждали давно и с нетерпением. Речь шла о презентации последнего альбома группы «Кино» 12 января с. г. в Московском Дворце молодежи.
Однако вчера мы получили официальное письмо от директора МДМ Сергея Туманова, в котором он извещал редакцию о преждевременном характере предыдущей Информации.
«Уважаемые поклонники Виктора Цоя!
Уверяем вас, что мы, коллектив Дворца молодежи, с большой любовью относимся к творчеству этого прекрасного музыканта, и мы одни из первых откликнулись на его трагическую смерть благотворительным показом художественного фильма «Игла».
Понимая «скромность» нашего вклада, мы с большой радостью откликнулись на предложение Ю. Айзеншписа, которое он сделал по телефону, о проведении во Дворце презентации последнего альбома В. Цоя и его коллектива.
Однако кроме вышеуказанного телефонного звонка никаких действий со стороны организаторов вечера предпринято не было. На сегодняшний день нас очень беспокоит то, что до сих пор не подписан договор о проведении презентации, не согласованы цены на билеты, не решен целый ряд технических вопросов. По нашим сведениям уже продаются билеты (???), хотя в кассах Дворца их нет и быть не может, так как не подписан договор. Информация директора группы «Кино» Ю. Айзеншписа о проведении презентации альбома в МДМ явилась преждевременной (см. «МК» 27.12.90 г., и «КП» 29.12.90 г. и другие газеты). У нас раздаются многочисленные звонки-просьбы о том, чтобы рассказать, что будет 12 января; заявки на приобретение билетов. Ответов у нас нет, так как организатор презентации Ю. Айзеншпис до сих пор не встретился с нами.
Итак, уважаемые читатели «МК» — поклонники В. Цоя, а также все заинтересованные организации, как нам быть?
Директор Московского Дворца молодежи С. П. ТУМАНОВ».
Ведущие «ЗД» не смогли узнать вчера мнение об этом споре у второй стороны. Пока нам известна лишь мотивация Ю. Айзеншписа в связи с ценой 150 руб. Он считает, что презентация — не массовое и не коммерческое мероприятие, а скорее — светский прием. Для светского приема названная сумма вполне приемлема, считает Юрий Айзеншпис.
«ЗД» сожалеет о том, что в связи с подготовкой презентации альбома группы «Кино» возникли недоразумения. О дальнейшем развитии ситуации мы сообщим дополнительно.
"Московский Комсомолец" 04.01.1991