На главную!
Ирония рождается только болью.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Восхождение к истине: искания Иозефа Кнехта в романе Г.Гессе "Игра в бисер".


Андрей Дамер, 27.06.2006
2001 (студенческая статья).

Восхождение к истине: искания Иозефа Кнехта в романе Г.Гессе "Игра в бисер".

Действие романа происходит в далеком будущем, в месте, где не властно время. Название места происходит от мифического Кастальского ключа на горе Парнас - Касталия. Роман написан от имени касталийского историка и состоит из трех неравных по объему частей: 1) вводного трактата по истории Касталии и игры в бисер; 2) жизнеописания главного героя с раннего детства и до избрания его магистром, отречения от Касталии и смерти в ледяной воде в горах; 3) произведения самого Кнехта - стихов и трех жизнеописаний.

Книга начинается с посвящения - "Паломникам в Страну Востока". Это название повести, опубликованной писателем в 1932 г, которая по своей концепции близка роману. Писатель, напоминая о близости книг, стремится сделать их понятными через друг друга. Паломники в Страну Востока - это существовавшее когда-то Братство, которое распалось и забыто. Г.Г., бывший член Братства, хочет писать его историю. Hо потом для Г. Г. становится ясно, что все это время Братство "продолжало свой путь", а он отпал от него по слабости.

В самом конце становится ясно уже и самому Братству, что его бывший член все это время сохранял верность своему служению, но на более глубоком уровне.

Тема интимного братства является общей для обеих книг. В этом "Игра в бисер" литературно продолжает повесть "Паломники в Страну Востока". В обоих случаях место действия трудно определить, оно вымышленное. Сам писатель говорил, что скорее это "родина и юность души", "чтО повсюду и нигде". Именно отсюда начинается духовное восхождение И.Кнехта, главного героя романа "Игра в бисер".

Предыстория Касталии излагается как резкая критика общества ХХ в. и его вырождающейся культуры. Эта культура характеризуется писателем как "фельетонная эпоха". Суть ее составляют "фельетоны", развлекающие миллионы. Историк Касталии, за которым стоит автор, приходит к убеждению, что подобная цивилизация исчерпала себя и стоит на грани крушения. Тогда лучшие представители интеллектуальной элиты объединились для сохранения традиций духовности и создали государство в государстве - Касталию, где избранные предаются таинственной Игре в бисер.

Игра в бисер (более точный перевод - "игра стеклянных бус") - это определенная духовная жизнь касталийца, то, что невозможно описать в учебнике. Прообраз такой игры был еще у Пифагора, гностиков, древних китайцев, арабо-мавританской культуре, схоластике и гуманизме, при этом отмечается особая связь Игры с музыкой. Hо собственно история ее начинается с нач. XIX в.

Вначале Игра представляла собой раму, подобие детских счет, с нанизанным бисером разных размеров и цветов. Стержни соответствовали нотным линейкам, бусины - значениям нот. Таким образом, становилось возможным строить музыкальные цитаты, варьируя их. При всем этом автор подчеркивает, что для "узкого круга настоящих игроков Игра была почти равнозначна богослужению, хотя от теологии воздерживалась".

Hастоящим игроком, достигшим все мыслимые и немыслимые вершины совершенства в Игре, становится И.Кнехт (с нем. - "слуга"). Когда-то в обыкновенной школе его заметил один из касталийцев (впоследствии его учитель) и взял в Касталию скромным учеником. С годами герой проходит все уровни постижения Игры в бисер и становится главным Магистром Игры. Hо достигнув самой вершины духа, он решает уйти из Касталии в мир ради воспитания одного-единственного ученика. Hо прежде чем это произойдет, герой под руководством своего учителя начинает свое восхождение к истине.

Стремление вперед, к высоте выделяет молодого Иозефа из круга своих сверстников. Образование, которое он получает в Касталии, очень подходит к типу его личности. Герой стремится не к совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Учитель говорит ему: "Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, ее не преподают". Этот путь не простой и чреват своими сложностями. Честолюбивая мечта может овладеть человеком и превратить его в одержимого, который окажется не способным "отмежевываться от злобы дня". От этого пути героя предупреждает его учитель, указывая на медитацию как средство спасения.

Hе меньшим фактором развития героя являются споры и дискуссии, составляющие дух Касталии. Центральное место в "Игре в бисер" занимают столкновения между двумя главными персонажами - Кнехтом и Плинио Дезиньори. Споры завязываются, когда Кнехт - еще скромный студент, а Плинио - вольнослушатель, который приехал в Касталию для получения образования. Эти два героя - антиподы. Их споры перерастают частное значение и становятся столкновением двух различных миров и принципов существования. Один выступает апологетом Касталии, другой ее критиком. Суть спора сводиться к вопросу о целесообразности существования Касталии как чистого образца интеллектуальной нравственности и духовности. Встает вопрос и о целесообразности самой Игры в бисер. Ведь ее занятия абсолютно бесплодны, их результатом не является создание чего-то нового, а лишь варьирование и перетолкование известных комбинаций и мотивов ради достижения гармонии, равновесия и совершенства.

Символом поиска ответов на эти вопросы будет жизнь и деятельность И. Кнехта. С момента, когда он становится Магистром, намечаются изменения в мировоззрении героя.

Образ Старшего Брата, проводящего всю свою подвижническую жизнь в Бамбуковой роще (концепция дзен-буддизма), гений-одиночка Тегуляриус, который отгородился от мира в своем увлечении изощренностью и формальной виртуозностью, - всё это одинаково не подходит для Кнехта. Даже в Игре стеклянных бус теперь он только на время обретает гармонию, так как все резче ощущает противоречия касталийской и любой другой ограниченности.

Можно сказать, что именно пребывание за пределами Касталии в бенедиктинской обители Мариафельс и встреча с отцом Иаковом оказали на Кнехта такое влияние. Он задумывается о путях истории, о соотношении истории государства и истории культуры и понимает, каково истинное место Касталии в мире: пока в Касталии процветает культ Игры, в обществе могут счесть эту страну бесполезной роскошью. Задача в том, начинает понимать Кнехт, чтобы воспитывать молодых не за стенами библиотек, а в "миру".

До этого момента Кнехта не тянуло к учительской деятельности, к преподаванию младшим. Hо теперь это стало его главной тягой. И в этом еще один важный этап восхождения Кнехта (слуги) к истине. Hо категория "учитель-ученик", "искательное отношение мудрости к молодости, а молодости к мудрости... была символом Касталии". И, тем не менее, только став Магистром, Кнехт испытывает радость учить и воспитывать. Чем старше он становился, тем сильнее привлекала его молодежь. Вершиной "педагогики" Кнехта можно считать его высказывание о том, что "если мы можем сделать человека счастливым и веселее, нам следует сделать это в любом случае, просит он нас о том или нет".

Hа протяжении всех духовных поисков героя неизменной поддержкой ему являлась медитация. Для Кнехта это погружения в себя и тренировка души. Hо с другой стороны - это то, что изолировало от него окружающих и лишало его способности понимать их по-настоящему. Hедаром и сама Игра в бисер соединяла в себе три начала: науку, почитание прекрасного (музыка) и медитацию. Все это входило в противоречие с новым пониманием Кнехта проблемы служения людям. Герою кажется, что Касталия в скором времени должна неминуемо погибнуть от своего крайнего индивидуализма. В этом внутренняя трагедия героя. С одной стороны, он понимает беду ХХ века (передрягам не противостоял твердый уклад морали), а с другой - большую заслугу Касталии в этой ситуации: тому малому порядку, который существует, мир обязан именно Касталии. В этом можно усмотреть аллегорию, под которой за Касталией Гессе понимается современная литература (недаром прототипом главного Магистра был писатель Т.Манн) или культура в целом.

Результатом духовных исканий героя и разрешением всех противоречий становится его уход из Касталии. Теперь Кнехт - наставник сына своего друга Дезиньори. Купаясь с ним в горном озере, герой погибает в ледяной воде, - так утверждает летописец, ведущий повествование.

Hеизвестно, добился бы успеха Кнехт на своем пути, но ясно одно - нельзя прятаться от жизни в мир идей и книг. Своей смертью Кнехт зарождает чувство вины в своем воспитаннике. Это последнее, что остается от него. Ученика Кнехта охватывает священный ужас, что "эта вина преобразит его самого... и потребует от него куда большего, чем он когда-либо до сих пор от себя требовал".

Помимо чувства вины от Кнехта в воспитаннике остаются стихи и три жизнеописания, заканчивающие книгу и дающие ключ к пониманию восхождения героя к истине. Это три биографии, написанные им в ученические годы.

Герой первой, Слуга, - носитель духовности первобытного племени. Ради искры истины он приносит себя в жертву, но этот путь отвергается логикой всего повествования романа.

Второй, раннехристианский отшельник Иосиф Фамус (по-латыни "слуга"), разочаровывается в своей роли утешителя грешников, но, встретив более старого исповедника, вместе с ним все же продолжает служить. Когда к ним приходит языческий мудрец (его мысли во многом повторяют психоанализ Юнга), отшельникам кажутся его мысли галиматьей. Здесь происходит отвержение языческого пути.

Третий герой - Даса ("слуга" - санскр.) не приносит себя в жертву и не продолжает служение, а бежит в лес к старому йогу, т.е. уходит в свою Касталию. Именно от такого пути нашел в себе силы отказаться герой Гессе, хотя это и стоило ему жизни.

Таким образом, восхождение к истине героя писателем представляется сразу в нескольких его жизнеописаниях:

1) языческий вариант добровольного жертвоприношения;
2) вариант жизни христианского подвижника и преодоления второго варианта;
3) жизнь индийского подвижника: понимание того, что всё иллюзия, ценна
только молитвенная жизнь йога и медитация (внутренняя Касталия);
4) жизнь аббата, не сохранившееся жизнеописание, и последующий уход в музыку;
5) и собственно сам жизнь Кнехта до его ухода из Касталии и смерти.

Учитывая три жизнеописания, путь героя можно трактовать как его восхождение к истине в буддистском ее понимании: пробуждение и достижение уровня Бодхисатвы, который выбирает путь сознательного служения людям. Следствием становится неминуемая смерть Магистра Игры И. Кнехта: выход из бесконечной череды перевоплощений (сансары). Из язычника в монаха, а из монаха в йогу, из йоги, возможно, вновь в христианского священника, с последующим уходом в музыку, которая может быть понята как искусство вообще, - выход в нирвану, окончательное освобождение в абсолютном небытие (смерть в ледяной воде).

Hо чувство вины, зарожденное физической смертью Кнехта в его ученике, возвращает нас к христианскому толкованию конца и замысла романа. Эту особенность книги Г.Гессе "Игра в бисер" отметил С. Аверинцев, когда говорил о непрестанной подвижности точки зрения писателя: "конечный итог остается намеренно многозначным". Писатель понимал всю сложность бытия человека и связанную с этим невозможность однозначного ответа на "вечные" вопросы, которые ставит перед собой человечество.

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2006-06-27 19:47:41 (damer)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 4948
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Проза":

  • Воспоминания Натальи Науменко о Викторе Цое
  • О Цое и Кинчеве
  • Романс
  • Народ, держите антологию (так удобнее читать) проза, поэзия...
  • Виктор Цой. Мемуар
  • Человек на войне
  • Цой. Черный квадрат
  • "Встретишь Будду, убей Будду...": Ю. Мисима "Золотой храм".
  • Виктор ЦОЙ: «Смерть стоит того, чтобы жить…»
  • Веселые братья. Неоконченная повесть.



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.016649 сек.