На главную!
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

О ценах и ценностях в изобразительном искусстве


Светлана, 16.07.2012
Поводом к написанию данной статьи послужило недавнее сообщение в новостях о том, что обнародовано имя владельца самой дорогой картины в истории.
Это натолкнуло меня на более глубокие размышления с, которыми хотелось бы поделиться с вами, друзья. Я не искусствовед, и мои размышления - размышления обывателя, который имеет отношение к искусству лишь как зритель и слушатель, а не как критик.

Итак - вот новость :

"Крик" работы Эдварда Мунка приобретён миллиардером

... ну, и ещё немного подобной информации с Ютуба :

Топ-10 самых дорогих картин

Идея продавать картины с молотка стара, как мир. Чаще всего эта процедура совершается не при жизни автора, а посмертно. Поэтому автор никак не может повлиять на судьбу своего творения . Всё, что может на неё повлиять, автор делает при жизни, зарабатывая себе имя, авторитет, различного рода славу в широких или не очень широких кругах.

Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Мане, Дега, Кандинский, Дали, Малевич, а теперь вот - Мунк. Список можно продолжать долго. Как можно и спорить о художественной ценности того или иного произведения.

Есть расхожее выражение : " в споре рождается истина ", но в спорах об искусстве, как правило, каждый остаётся при своём мнении. Это касается и музыки, и театра, и кино, и литературы, но изобразительное искусство всегда стоит в этом списке особняком.

* * * * *

Произведение искусства, являющееся ценностью для одного зрителя, обычно не является таковой для другого, и люди не видят в этом ничего особенного - "на вкус и цвет товарища нет", как гласит ещё одно расхожее выражение. Однако, когда спор идёт вокруг картин, выставляющихся на торги, спор перестаёт быть чисто теоретическим, а аргументы становятся самыми что ни на есть материальными. Спор продолжается, пока кто-нибудь не предоставит наибольшее количество этих самых аргументов.

Вы слышали когда-нибудь о том, чтобы с аукциона ушла поэма? танец? пьеса ? роман ? лично я - нет. Впрочем, возможно, это пробел именно в моих знаниях. Но, как бы то ни было, картины продаются с торгов регулярнее всего и за немалые деньги, какие никакой песне не снились, даже знаменитой песне "Перемен" с её миллионом.

Мы живём в материальном мире, и мерилом материальных ценностей в нём являются деньги. Люди, которые тратят на покупку картин очень большие деньги, выражают этим жестом вполне определённые цели. Вот некоторые из них, на мой взгляд :

- я неплохо вложил капитал, а лет через 20 цена ещё возрастёт

- я не просто могу себе позволить владеть оригиналом такого именитого автора, но и должен тратить средства подобным образом, ибо статус обязывает

- мне, чёрт возьми, нравится именно эта картина, и она должна быть только моей и ничьей больше.

Список можно дополнить ...

* * * * *

Итак, об одних и тех же картинах мнения порой разнятся диаметрально. Отсюда следует логический вывод, что ни мнение зрителя, ни количество вложенных им в картину средств не может быть объективным критерием ценности произведения.

Существует ли такой критерий? Видимо, нет, поскольку искусство относится в массе своей всё-таки к ценностям не-материальным.

Каковы же в таком случае цели тех, кто приобретает картины за баснословные деньги? три из них, наиболее лежащие на поверхности, я уже озвучила. А что ещё?

Встречаются ли среди покупателей на аукционах филантропы, которым нужно обладать конкретным лотом во что бы то ни стало для того, чтобы спасти конкретную картину и имя автора от несправедливого забвения? Есть ли такие Третьяковы наших дней среди миллионеров?

Я не знаю, для меня вопрос остаётся открытым, но хочется верить, что не все нынешние владельцы самых дорогих картин купили их с целью вложить капитал или потешить своё тщеславие.

* * * * * * * * * * * * * * *

Тема продажи предметов искусства взволновала меня ещё и потому, что существует художник Виктор Цой. С момента его ухода прошло не так много лет, и его картины, рисунки, фигурки нэцке и разного рода неизданные тексты пока находятся в руках людей, которые помнят и любят его, для которых они - великая ценность. Намерены ли владельцы передавать эти произведения в другие руки за деньги, или будут владеть ими и дальше как некими фамильными ценностями, не подлежащими продаже на сторону ?



В заключении хочу обратиться к читателям с несколькими вопросами, а точнее, темами для размышления :

1 Сочли бы Вы продажу произведения Виктора за солидную сумму хорошей судьбой для него, материальным доказательством таланта автора ?

2 Согласились бы Вы выставить на торги имеющиеся у Вас произведение, если бы поступило такое предложение? как бы потратили вырученные средства?


3 Нужно ли при продаже предметов искусства учитывать наиболее вероятные пожелания автора произведения, насколько их возможно вывести в сослагательном наклонении ?

---------------------------------------------------------------------------

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2012-07-16 11:03:12 (Svetlaya)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 2624
Комментариев: 1
Версия для печати | Форумная версия

Svetlaya
16 Jul 2012, 11:10

От автора : это - мой первый опыт написания статей. Прошу не судить строго , но и не умалчивать о явных недостатках - конструктивная критика ещё никому не навредила:)

Cсылка про Топ 10 - не работает почему-то...



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Разное":

  • Памятник Виктору Цою в Питере
  • Ответ на протест от редакции программы "Битва экстрасенсов"
  • Памятник Виктору Цою в Питере - подписной лист (часть 2)
  • "Жестокая логика гибели Виктора Цоя"
  • Письмо протеста к каналу ТНТ
  • Точка зрения на ситуацию с авторскими правами на творчество Виктора Цоя
  • Случайно найденное крео
  • Фотореализм Виктора Цоя
  • Виктор Цой обидел Трахтенберга
  • Новости о памятнике_часть 2






  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт



    Copyright © 2006-2015 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.014308 сек.