Андрей Дамер
Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
| 7 Jan 2007, 21:38
В двадцатых числах декабря (2006) умер известный питерский рок-журналист Александр Старцев. Он был редактором известного самиздатовского рок-журнала «Рокси». Самое первое интервью Цой дал именно этому журналу (1983).
Александр Старцев публиковался под разными псевдонимами: Саша-с-Кримами, Алек Зандер и др. Хорошо известны его обзорные статьи о ленинградских рок-фестивалях, интервью с БГ, Цоем, Майком. С последним он очень дружил.
Старцев жил в Питере в небольшой квартире на улице Орджоникидзе, д.14. В его квартире были самые разные люди. В том числе Цой.
В последние годы Старцев был очень дружен с вдовой Виктора и его сыном.
Есть фото Наташи Васильевой, где Цой и Старцев сидят на клетчатом диване. Это во время известного интервью. Посмотрите (пролистайте несколько страниц вниз), оно здесь есть.
Goldenunder
(КИНО: ВЗГЛЯД С ЭКРАНА Алек Зандер "Я вообще-то всегда отказывался давать интервью", - сказал мне Виктор Цой, когда мы встретились с ним и с гитаристом КИНО Юрием Каспаряном, - "Так что не знаю, нравится мне это, или нет. Но давай попробуем".).
Примерно в 95-96 году я посетил Старцева. Как всегда, я искал разные редкие записи и напросился к нему в гости с целью расспросить по песню «Румба». Принял он меня достаточно хорошо, много рассказывал интересного, но очень возмущался, почему я пришел к нему без диктофона. Поэтому разговор тот я практически не помню.
Однако один интересный момент нашей встречи, который после стал даже питерским анекдотом, запомнился, видимо, нам обоим.
Во время своего рассказа он обратил мое внимание на клетчатый плед своего старенького дивана. Именно на нем сидели Майк, Цой и БГ. Я, разумеется, сразу вспомнил эту фотографию. Тогда еще вышла брошюра Наташи Васильевой с фотографиями, на обложке которой как раз сидел Цой в белом пиджаке и на клетчатом диване. Мне тогда было девятнадцать-двадцать лет и сей факт, что я сижу на том же самом пледе, на котором сидел Цой, меня очень взволновал. Я стал скромно намекать, что, может быть, он мне его подарит или продаст (ну и наглец!).
Старцев с иронией спросил цену. Не помню, что это была за сумма, но в Питер я приехал автостопом, поэтому я в принципе не мог предложить больше, чем стоил дешевый портвейн, с которым я к нему и пришел в гости. Но мне так хотелось этот клетчатый плед (про «Румбу» я уже забыл)
А дальше наши с ним воспоминания расходятся. Старцев о нашей встрече рассказал Рекшану, тот напечатал это в какой-то статье, но уже как анекдот. «Пришел фанат Цоя к Саше Старцеву. Увидел одеяло, на котором сидел Цой, и захотел отрезать ножницами от него кусок».
Я же точно не помню, как все закончилось. Но сомневаюсь в том, что я всерьез хотел бы отрезать кусок от пледа. Все-таки я всегда был коллекционером. Может быть с моей стороны, это была просто не очень удачная шутка. Не знаю, не помню. Но сам плед, каюсь, очень хотел. Смутно вспоминаю, что Старцев полушутя-полусерьезно предложил мне только за эти деньги отрезать кусок от пледа.
В конце концов, плед тогда остался у Старцева, я же ушел ни с чем (без «Румбы» и без записи беседы, и без пледа).
Впрочем, на этом судьба клетчатого пледа, на котором сидел Цой, не закончилась. По некоторым данным, незадолго перед смертью Старцев сам все-таки отдал этот плед какому-то поклоннику Цоя...
Нам же остались его яркие и талантливые статьи, первые статьи, первые интервью с будущими рок-легендами. Для Саши Старцева это было ясно уже в начале 80-х. Слава Богу, что на многих интернет-сайтах эти статьи можно прочитать.
А читать их просто необходимо, если мы действительно хотим знать РОК таким, каким он был в далекие и уже в чем-то непонятные нам 80-е гг. прошлого столетия.
PS
Алексей Рыбин (со-основатель группы "Кино"):
«Я иногда менялся с Борисом пластинками, иногда по пластиночным делам мы встречались у Саши-с-Кримами — старого Борькиного знакомого. Сашу-с-Кримами прозвали так за то, что в его доме находилось практически полное собрание сочинений Эрика Клэптона (в пластинках), включая «Крим», «Блайнд Фэйт» и «Дерек Энд Доминоз», а также масса другой блюзовой и околоблюзовой продукции. Саша-с-Кримами (настоящее имя — Саша Старцев), безусловно, оказал в свое время значительное влияние на рок-движение Ленинграда. Этот замечательный молодой человек, библиофил и филофонист, спортсмен, любитель бадминтона и скейтборда, каждое лето отправлялся в поход с байдаркой на плече и палаткой за спиной, а, вернувшись из далеких лесов в родной город, отправлялся в экспедицию по магазинам Ленинграда и области с рюкзаком за плечами в поисках спиртовой морилки для мебели.
Накупив полный рюкзак бутылочек с темной жидкостью, он возвращался в свою квартиру и там сложнейшим химическим путем перегонял морилку в чистейший питьевой спирт, которым регулярно снабжал небогатых тогда рок-музыкантов. Саша-с-Кримами при этом действовал избирательно — он не любил хард-рок и хард-рокеров и морилки им не давал, а поил ею только «АКВАРИУМ», «КИНО» и «ЗООПАРК», что, конечно, не могло не отразиться на философии и мироощущении этих групп. Возможно, отчасти и поэтому они стоят несколько особняком в рок-клубовских списках».
|