На главную!
Лучше быть угрюмым мечтателем, чем безмозглым тусовщиком.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Древнерусская тоска по сильной руке.


Владимир Полупанов, 27.01.2010
Борис Гребенщиков считает, что мы всегда хотели царя
Статья из номера: АИФ №4, от 27 января 10

«Мне хочется всё время делать глупости», - говорит БГ

В конце 80-х лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков спел про «поезд в огне» и про то, что «нам некуда больше бежать», тем самым возвестив о крушении империи под названием СССР

Но это, пожалуй, исключение из правил. БГ редко затрагивал в песнях социальные темы и в течение энного количества лет никак не выражал свою гражданскую позицию. «АиФ» решил выяснить у музыканта, с чем это связано.
«Отказываюсь от долгов»

«AиФ»: - Борис Борисович, я недавно общался с Юрием Шевчуком, который упрекает вас в отсутствии гражданской позиции. «Когда музыкант занимается только музыкой, - сказал он, - и не трогает социальные темы, в результате он быстрее всех оказывается в политической яме».

Борис Гребенщиков: - Во-первых, открыто заявляю, что ничего никому не должен. Я отказываюсь от долгов, которые на меня пытаются повесить. Во-вторых, я недавно читал эссе Толкиена «О волшебных сказках», где он пишет совсем не про волшебные сказки. Там он задаётся вопросом: «Неужели крыша вокзала на железнодорожной станции более правдива, чем небо?» Конечно, значительно менее. Потому что восход солнца, звёзды или луну никто не отменял. Можно жить в этом мире и синхронизировать себя с ним. И тогда у тебя будет всё: и силы, и ясная позиция - человеческая и гражданская. Потому что ты стоишь на земле обеими ногами. А когда ты сидишь в танке или в собственном «Мерседесе», у тебя значительно более шаткая позиция. И говорить, что человек ближе к правде, потому что он в основном видит ужасы и грязь, неправильно. Это значит, что у него просто больная психика. И мой гражданский долг об этом сказать.

«AиФ»: - А как вы относитесь к утверждению, что истинный поэт - это «соглядатай социальной жизни»? Бродский призывал: «Художник, помни об истинном масштабе существования».

Б. Г.: - Мой опыт подсказывает мне, что, даже если ты не хочешь замечать общественные процессы, они проникнут в твоё сознание и заставят тебя писать в соответствии с ними. Даже если ты запрёшься в самом глубоком бункере под землёй или в замке из слоновой кости, ты никуда не денешься от того, что цены поднялись или что в пермской трагедии погибли 155 человек. Ты можешь этого не знать, но ты будешь это чувствовать. И чем человек талантливее, тем острее он это чувствует. И даже может предчувствовать какие-то вещи. Поэт - не соглядатай. Он - прибор, который регистрирует землетрясения. И от этого никуда не деться. Потому что мы все - единое целое.
Кризис в головах

«AиФ»: - Нет ли у вас ощущения, что кризис у нас больше в головах, чем в реальной бытовой жизни?

Б. Г.: - Так и есть. Везде, где мы бываем с концертами, я спрашиваю людей: «Как у вас тут?» Выясняется, что экономический кризис затронул в основном верхние слои населения, имеющие накопления, либо нижние слои, которые работают на заводах, находящихся на грани банкротства. А средний класс, по моим ощущениям, страдает не так сильно. Находясь в Риге, например, я тоже поинтересовался: «А в чём у вас кризис выражается?» «Не знаем, - отвечали мне, - но кризис есть, его не может не быть».

«AиФ»: - Наша страна всё равно плетётся в хвосте из-за экономики, построенной на экспорте сырья. По-вашему, модернизация должна нас спасти?

Б. Г.: - У нас до сих пор родовая дофеодальная структура общества. Всё построено на кумовстве. И если ещё модернизировать экономику, получится забавный гибрид. Но, несмотря на это, я очень верю в Россию. Как Тертуллиан сказал: «Верую, ибо абсурдно». Думаю, сейчас мы проходим необходимый этап становления. Всё-таки в конце 80-х нас постигло огромное потрясение. Такие стрессы залечиваются не один десяток лет. Я вполне верю, что наш государственный аппарат постепенно выстроится в модель просвещённой парламентской монархии. Когда у нас появятся очевидный «царь» и парламент, который будет с ним тягаться. И «царь» его не будет слушаться, как положено по русской модели. Но он всё-таки будет существовать - «для отмазки». И тогда Россия превратится в достаточной степени европейское государство. В ХIХ веке мы доказали, что тоже можем говорить на равных с Европой. Сейчас по массе параметров мы и говорим с ней на равных. Вот только в голове у нас немного бардак. Мы никак не поймём, то ли мы хотим свободы, то ли всё-таки царя. А история показывает, что мы всегда хотели только царя и ничего больше. Страна просто воет от тоски по сильной руке.

«AиФ»: - В чём это проявляется?

Б. Г.: - Во всём. Открой любую газету - в половине статей зашифрованным текстом будет именно об этом. Либералы кричат, что у нас нет свободы слова, но при этом то, что они говорят, печатается. Если власть хотела бы отменить свободу слова, то давно прикрыла бы оппозиционные издания и сайты в Интернете. И никто бы не пикнул.

«AиФ»: - Мне кажется, только репрессивными методами можно навести у нас порядок. Трагедия в пермском клубе «Хромая лошадь» случилась ведь из-за общего бардака, царящего в стране. Как вам кажется, ужесточение законов, введение смертной казни дисциплинирует нас?

Б. Г.: - По моему мнению, нет. Все будут по-прежнему полагаться на авось: этого расстреляли, а меня, может быть, пронесёт.

«AиФ»: - Какой выход?

Б. Г.: - Мне кажется, чтобы достичь чего-то в любой области, нужно перестать ориентироваться на то, что рядом с тобой, и держать курс на высшие мировые достижения. А мы всё время смотрим на то, что делает сосед. И на фоне своей деревни ты вроде бы отличный музыкант. А когда сравниваешь себя с Джими Хендриксом, получается, что ты ну не очень хороший гитарист. Так что, если хочешь научиться играть на гитаре, учись у Джими Хендрикса.

Нужно воспитывать достойных людей. И здесь нам очень помогла бы система закрытых частных школ, куда отбирали бы не представителей элиты, а талантливых детей. Нужно прочёсывать Россию, отбирать способных и учить их понятиям не только о мире, но и о совести, чести и т. д. И главное условие - чтобы школы были закрытыми. Дети не должны быть в курсе того, что показывает наше телевидение. Это может если не убить, то очень сильно придушить любую молодую душу. Я вижу, как людям просто физически тяжело от обилия негативной информации, которую транслирует наше ТВ. Тот самый бардак в голове, о котором говорил профессор Преображенский, передаётся как инфекция с помощью СМИ. И люди постепенно привыкают к тому, что бабло, а не добро побеждает зло.
«Делаю глупости»

«AиФ»: - Где та «молодая шпана», о которой вы пели в 80-х годах? Та, что должна была «стереть вас с лица земли»?

Б. Г.: - Глашатаи появляются тогда, когда нужно что-то провозгласить. Не может быть вестника, если нет вести. Тогда, в 80-е, видимо, была какая-то весть. Для меня она остаётся, я её не теряю из вида. Я нахожу интересные вещи, о которых можно петь и говорить. И постоянно вижу какое-то количество молодых дарований, увлечённых музыкой, но у них отсутствуют революционный запал, желание сделать что-то, чего ещё нет.

«AиФ»: - Может быть, просто музыка перестала играть значимую роль в нашей жизни?

Б. Г.: - Нет. Огромное количество той музыки, которую я скачиваю бесплатно или платно, на меня действует не менее сильно, чем когда мне было 15 лет.

«AиФ»: - Это уникальное свойство вашего мозга. Учёными доказано, что с возрастом восприятие чего-либо притупляется.

Б. Г.: - Наш академик Капица говорил: «Человек молод, пока ему хочется делать глупости». Мне хочется всё время делать глупости, потому что я не знаю, что это - глупости. И мне кажется, что все так могут. Во всех нас это свойство есть.
источник

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2010-01-27 16:03:59 (PECHAL)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 1953
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.032168 сек.