На главную!
Всё не случайно.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник


Дмитрий Белов, 21.06.2012
В начале 7-го класса, это был 1976 год, наша классная руководительница, она же зауч школы и учитель географии, привела на какое-то занятие трех новеньких и сказала, что теперь эти мальчики будут учиться с нами. Там было два офицерских сына, я до сих пор с ними дружу, Саша Деменков и Саша Сухарев, и длинненький такой Витя Цой.

Из нашего класса все с ним дружили и общались, каждый знал его очень хорошо, но так получилось, что именно я на многих занятиях сидел с ним за одной партой. И воспоминания мои о нем, конечно, не как о музыканте, тем более, великом музыканте в нынешней интерпретации, а о художнике. Я видел, что новичок что-то рисует постоянно в тетрадке и у него хорошо получается. Я стал спрашивать: «А почему? А как?». И выясняется, что он учился в художественной школе. Поэтому он был и, наверное, остался для меня скорее как художник.

Помню такой момент. Он что-то рисует на уроке, а наша учитель географии, Мария Антоновна, как-то сзади подходит, видит это дело и начинает молотить указкой по парте, каждый свой удар по ней сопровождая фразой: «Цой! Если бы ты был (удар) Репиным (удар), то тогда (удар) может быть (удар) я разрешила бы тебе (удар) заниматься на уроке (удар), чем хочешь. Но поскольку ты не Репин (удар), и останешься никем (удар), ты должен сидеть и слушать на моем уроке».

Наше послешкольное времяпровождение часто проходило на крыше красивого большого дома напротив Парка Победы. Огромная плоская крыша была залита рубероидом и толем. Это было что-то типа клуба, тем более тогда не было ни маньяков, ни бомжей, и выходы на крышу были открыты. Просто с 12-го этажа выход на технический этаж и там дальше на саму крышу. Шикарный вид на город, тем более, если кто-то где-то доставал бинокль это было вдвойне интересно. Там было здорово и летом, и зимой. Мы скидывались все по какой-то мелочи и покупали пачку сигарет. Старались курить «Век». 35 копеек они стоили. Если не было спичек, мы рассаживались рядком втроем или четвером. Кто-то первый на улице прикуривал сигарету, докуривал ее, закуривал второй, от него третий и четвертый. И так за двадцать минут пока дело-время и первый уже опять мог начать хотеть курить. И вот пачка вылетала за два часа, и мы вели какие-то интересные разговоры.

Другим довольно частым развлечением нашим было шляться по городу. Без цели, но не где-то во дворах пугая прохожих, а по каким-то центральным улицам, отмахать весь Московский проспект и свернуть до Невского, а то и до Староневского проспектов. Это было легко. А если встретится какой-то кинотеатр, то всегда было интересно и в охотку зайти в него.

Седьмой класс вспоминать трудно, совсем детский период: снежки, каток… А вот когда мы начали взрослеть, это наверное 10-й класс (те, кто в него не попадал шли в училище или ПТУ как Цой), мы начали пробовать жизнь. Стали интересны сигареты, стала интересна выпивка. Мы уже сравнительно повзрослели и впереди нас ждала большая жизнь, и можно было говорить уже про армию, про профессию и том, что не просто кому какая девчонка нравится, а кто с какой ходит…

Витя жил, все знают, на углу Московского проспекта и Бассейной улицы (д.41). Это довольно замечательное здание, потому на нем единственный в Питере шпиль, попытка Ленинграда в 40-50-х гг. угнаться за Москвой. Витя жил на втором этаже, в невзрачной коммуналке, там и сейчас под окошками остановка 63 и 13 автобусов. У него дома я наблюдал его за рисованием и даже храню несколько его рисунков. Он рисовал мою подружку, а также подарил две красивых акварели-натюрморта плакатного формата с какими-то фирменными импортными бутылками.

Так получалось, что почти все сборища были все-таки в моей квартире. У меня их было две. Папа с мамой жили отдельно и всегда были в командировке. Или там, или там мы проводили время. Водку тогда пили редко, обычно вино или какой-нибудь портвейн. Причем пили из пиалок, которые привозил мой отец. Надо сказать, что Витя в этом плане был более продвинутый. Как-то я ему говорю: да давай вина-то, а он, нет, давай портвейн

… Мы чокнулись, выпили… У меня перехватывает дыхание, я тянусь за огурцом или, что там могло лежать на столе, за колбасой, он в это время, пользуясь своими длинными руками, перехватывает мою руку, сжимает ее со словами: «Нет, нет, нет. Вот терпи-терпи». Глаза у меня выпучены, но через полминуты дыхание восстанавливается, он меня отпускает и говорит: «Закуси, вот теперь закуси». И когда у меня уже совсем улыбка на лице, он заканчивает: «Вот теперь ты понял, как это хорошо». Нет, мы не были пьяницами, конечно, нет. Это обычное пацаняческое взросление…

В нем вообще тогда было больше фортовости, ловкости… Он где-то достал ботинки по большому блату, модель тогда называлась «носороги», здоровые такие полуботинки, очень я бы сказал такие тупорылые. Так они были у него не просто фирменные, они были еще и многоцветные. Какие-то зеленые, красные проплешины, наверное и белые были, на черном фоне.

Он натирал их бесцветным кремом и мечтал о цветных кремах. Кто-то ему сказал, что заграницей продают отдельно красненький, зелененький, синенький крема именно вот для таких ботинок. Потом даже кто-то из старших ребят из Германии ему привез какой-то один цвет, красный, по-моему. Витя выставлял эти ботинки носками к двери в прихожей. Причем на расстоянии шага, чтобы не дай бог на них не наступили. Я таких ботинок не видел, наверное, вот уже с тех лет. Тогда это было супермодно.

Был еще эпизод в 1980-м году. Витька поступал в Театральный институт на какое-то декоративно-оформительское отделение. Я его потом спрашиваю: «Ну как? Давай рассказывай? Чего таишь-то?» - «Ну я им там бабу Ягу слепил» - «Ну?» - спрашиваю. - «Так они сказали, а нельзя ли кого-нибудь повеселее? Баба Яга у Вас больно страшная, дети будут бояться».

А разговоры у нас были интересные. Мы пару раз именно с ним ходили в Русский музей. У моей мамы было много больших альбомов по искусству, мы их рассматривали и потом обсуждали картины.

Мы потеряли друг друга из вида, наверное, в 1981 году. Я пошел в армию. Витя от нее, что называется, закосил… Жизнь, когда начинается, она растаскивает. В предпоследний раз мы виделись с ним в метро. Это была осень 82 года. Витя был в своем прикиде, хорошо знакомому любому его поклоннику. Черное пальто или плащ и почему-то запомнился длинный белый шарф. Общих музыкальных интересов у нас тогда уже не было. Потом в военкомате я встретил приятеля из нашей компании, Олега Осипова, он служил в Польше, и совершенно восторженно мне говорил: «А ты про Витьку слышал?» - «Нет, мелькнуло какое-то письмо или скорее открытка и ничего» - «Он же знаменит, его вся Польша слушает».

Кстати, насчет его знаменитости. Наши две школьные одноклассницы мне рассказывали, как пошли на какой-то его концерт в СКК, в Ленинграде. Это был уже 1988 год. Они пробрались за кулисы и попросили передать ему, что они здесь. Он вышел такой же как 12 лет назад: веселый, простой и сразу их узнал. Они были счастливы, что прикоснулись к нему и без всяких «звездных» понтов.

Последний раз я видел Витю Цоя незадолго до смерти, когда работал уже в Москве. Был 1990-й год, 24 июня. Был большой концерт в Лужниках. Через охрану передал ему записку, он выскочил… Все очень быстро, какое там общение.

Виктор Цой делится для меня на две части. Одна часть, это юношеские воспоминания, и другая – я, так же как и все, знаю, что есть Витя Цой, действительно талантливый человек, который блеснул и ушел. Глупо говорить, но может быть это к лучшему. Мне трудно сейчас представить 45-летнего Витю… Называл я его Витус. Был Витус Беринг, командор. Я его Витус Цойра называл.

Был какой-то ремонт, то ли обои клеили, то ли конопатили что-то на потолке. Стоял обычный разведенный гипс. И конечно какой-то портвейн пили. И вот он под этот портвейн, под этот ремонт Витя намял размером с два спичечных коробка какой-то человеческий черепок и стал произносить над ним речь, изображая Гамлета. Черепок этот теперь у меня хранится. Печально…

Записал Андрей Дамер.

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2012-06-21 07:16:40 (damer)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 23619
Комментариев: 1
Версия для печати | Форумная версия

Leonov
21 Jun 2012, 10:45

Это интересно!



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • In the Eye of the Storm
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Как это было?
  • Виктор Цой. Почему мы так безумно его любили?
  • "Игла Ремикс": фильм поколений



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2017 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.020575 сек.