Сергей Соловьев: «Знакомясь с Цоем, я проявлял все признаки рок-дебила»
(СКОЛЬКО РАЗ ЗА 20 ЛЕТ ПОСМОТРЕЛ «АССУ»?)
“Не знаю. Вот недавно пересматривал некоторые части, потому что какие-то кусочки из первой «Ассы» войдут во вторую «Ассу». А так целенаправленно — такого не было. По телевизору какие-то отрывки видел, но у меня никогда не было возможности сесть и посмотреть весь фильм».
(СКУЧАЕТ ЛИ ПО ТЕМ ВРЕМЕНАМ?)
“Не могу сказать, что скучаю. Это для вас прошло 20 лет, а у меня такое ощущение, что это было позавчера. Я очень хорошо помню практически каждый съемочный день. И, каждый раз попадая в Ялту, мне кажется, я что-то не доснял. И когда начал работать над второй, то у меня это ощущение даже усилилось. Все никак не мог понять, что я снимаю вторую «Ассу», а не первую».
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО НАЗВАНИЕ «АССА» ПРИДУМАЛ КАК СЕРГЕЙ БУГАЕВ (АФРИКА)?)
«Это чистая правда. Африканец меня как-то ночью заломал. Пришел ко мне в номер и стал просить. Причем я слабым голосом пытался выяснить у него, что такое «асса», а он каждый раз плел что-то невнятное…
Для Африки «асса» — это не название, а понятие. И он этим понятием очень дорожит и вселяет его повсюду, в том числе и в меня. Как-то он нашел для меня более-менее нормальное объяснение: «Считайте, что АССА — это Автор Соловьев Сергей Александрович». (Смеется.)»
(КАК БУГАЕВ ПОЯВИЛСЯ НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ?)
«Не на площадке. Он материализовался у меня в гостиничном номере. Появился, и все. И сразу произвел хорошее впечатление. Потом, в этот же вечер, он познакомил меня с Цоем. Цой познакомил меня с Джоанной Стингрей, дальше с Сережей Курехиным, потом с Тимуром Новиковым... «Асса» появлялась как снежный ком из знакомств и приятельств, которые иногда перерастали в дружбу, как с Борей Гребенщиковым».
(О ЗНАКОМСТВЕ С БОРИСОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ)
«Это отдельная история. Мне принесли целый мешок подпольных записей, чтобы я приобщился к современности. Я стал слушать, помечать галочками кассеты, которые мне понравились. Я ведь был совершенный неофит в этом мире. Ничего не знал и никогда себя не выдавал за представителя этого мира. И вот после этого я и познакомился с Борей».
(НЕ БОЯЛСЯ ЛИ ЗАПРЕТА «АССЫ»?)
“К тому времени я как-то перестал бояться. С кем-то научился договариваться, а кто-то ко мне хорошо относился, в том числе и тогдашний кинематографический министр Ермаш. Он сквозь пальцы смотрел на мои выкрутасы. И мне было как-то смешно наблюдать сверхсерьезные лица КГБ».
(О ВИКТОРЕ ЦОЕ)
«Я попросил Африку: «Найди мне какой-нибудь хороший музыкальный коллектив, который будет через всю картину проходить. Ты только ребятам объясни, чтобы они не обижались, что я кого-то возьму, а кого-то нет. Мне же они нужны для визуального ряда». Пришли какие-то ребята, сели у меня в кабинете. Африка тоже зашел. И я своему ассистенту говорю: «Этот нужен, этот нет. Вот сидит какой-то нацмен — тоже не подойдет». Африка обалдел совершенно: «Это Цой». — «Мне он не нужен»… И опять: «Зачем мне какой-то Цой?» — «Это Виктор Цой и группа «Кино». И пока мне объясняли, кто такой Цой, я проявлял все признаки дебила — рок-дебила. А они мне очень деликатно вправляли мозги».
(О СЪЕМКАХ ФИНАЛЬНОЙ СЦЕНЫ В ЗЕЛЕНОМ ТЕАТРЕ)
«Чуть не спалили. Дело в том, что я как-то засомневался, наберем ли мы столько народа для концерта. Но Цой сделал несколько звонков, и народу собралось битком. А нам нужны были огоньки для съемки. И один из моих помощников кинул в толпу несколько огромных коробок со спичками, которые мы приготовили. И тут началось: все стали что-то жечь, орать, раздербанивать эти короба. Я говорю: «Витя, иди, скажи им. Мы сейчас Москву спалим. Смотри, что делается?!» Он вышел, все сразу затихли — он пользовался немыслимым авторитетом, — и сказал: «Успокойтесь. Проследите за тем, чтобы у всех были спички. Положите их себе в карман, и когда нужно будет зажечь — мы вам скажем. Это не просто концерт, а киносъемки. А в виде гонорара я буду вам петь. Что скажете?» И все успокоились».
(«МК-Бульвар», 17.12.07)
ссылка на источник в интернете