№ 20 (108) 15 мая 2007 г.
полное название статьи: Кинокомпозитор Андрей СИГЛЕ: «Принимать участие в возрождении группы «Кино» без Виктора Цоя я категорически отказался».
Андрей Сигле — единственный в СНГ кинокомпозитор. Дебютировал в этом качестве в фильме «Клещ» в 1990 году, но до кино Андрей прошел другую школу — рокерскую. Был саундпродюсером у групп «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус».
(фрагмент)
— Пути Господни неисповедимы, и все-таки... Как получилось, что именно вас, выходца из интеллигентной семьи, студента Ленинградской консерватории, пригласили к тесному сотрудничеству... прожженные рокеры?
— Сам не перестаю этому удивляться. В питерском рок-клубе собирались люди из совершенно незнакомого для меня мира — все мрачные, в черном, трезвыми их никто никогда не видел — постоянно в подпитии. Я же был студийным музыкантом... Никогда не забуду свое первое потрясение: оказывается, у рокеров одна и та же вещь никогда одинаково не звучит, но раскрепощены и эмоциональны они только на сцене. А вот работа в студии для этих ребят оказалась настоящей пыткой, поскольку она требовала другого подхода, приходилось что-то переделывать, переписывать. В результате практически все клавишные партии я сам за них и записывал.
Много работал с Борисом Гребенщиковым, «Алисой», Сергеем Курехиным. Когда появился Виктор Цой, стало понятно: это серьезное событие. Вместе мы записывали песню «Группа крови», а также клип на нее. Кроме того, я работал над саундтреком к фильму «Игла», в котором впервые появился на экране. Кстати, как участник группы «Кино».
— Какое впечатление на вас произвели Виктор Цой и его команда?
— Не скажу, что я был очарован. Просто столкнулся с другим миром, о существовании которого раньше не догадывался. Сейчас профессионалы бы подняли нас на смех, увидев наш рабочий процесс. Ну а тогда... Творили мы в двухкомнатной квартире известного питерского музыканта Леши Вишни. В малюсенькой комнатушке писали песни. В соседней спали на небольшой кровати — все вперемешку. Окна постоянно зашторены, как в казино, какое на дворе время суток — непонятно. Жена Леши кастрюлями варила сосиски, через каждый час кто-то выбегал в магазин за выпивкой.
Сегодня прослушиваю те наши записи и поражаюсь: фонограммы 15-летней давности ни в чем не уступают нынешним, студийным. А все потому, что в них была заложена сумасшедшая энергетика. Виктор Цой оказался последним романтиком нашей рок-музыки. Может, это звучит неправильно, но его уход был своевременным. Понимаете, когда группа «Кино» начала собирать огромные стадионы, у них появились серьезные гонорары, машины с тонированными стеклами, а самими музыкантами занялись импресарио, рок-клуб начал постепенно умирать.
Не так давно мы отмечали 50-летие еще одного питерского рокера — Сергея Курехина. Он рано ушел из жизни — в 42 года. Вспомнить его собрались считанные музыканты — динозавры того времени. И вовсе не потому, что Серегу забыли, — просто многих давно нет в живых. Если бы вы знали, какое умиление вызвали эти патлатые, лысоватые мужики, у которых на животах уже пояса не застегиваются. Как горели у них глаза при воспоминаниях о былом! Ей-богу, глядя на них, сердце щемит. Ребята до сих пор остались в том, перестроечном далеке, так и не сумев из него выйти. Тогда-то я окончательно понял: всему свое время.
— Вам предлагали принять участие в возрождении группы «Кино»?
— Причем неоднократно. Но я популярно объяснил: ушедшего не вернуть. Тем более что вся эта затея сопровождалась неприятными тяжбами — с музыкантами долго судилась ныне покойная вдова Цоя Марьяна. Я же ни в какие передряги влезать не собирался.
— Сегодня музыканты обращаются к вам с просьбой помочь с аранжировкой?
— Конечно. Я же из последних сил отбрыкиваюсь. Был ряд откровенно издевательских моментов. К примеру, приходит известный композитор, назовем его Икс: «Слышь, старик, у меня есть три ноты и два слова. Сделай песню». Замечу: профессия аранжировщика крайне неблагодарна. Ты меняешь абсолютно все — ритм, мелодию, заново прописываешь все партии. В результате, получив из моих рук вполне профессиональную продукцию, вместо слов благодарности наш Мистер Икс выдал: «А ты не можешь еще и музыку поменять?». — «Могу. Только это будет уже моя песня, а не твоя». Словом, я рад и счастлив, что вырвался из этой кочегарки, и возвращаться в нее мне совсем неинтересно.
Ольга КУНГУРЦЕВА
Материал полностью находится здесь:
Bulvar