На главную!
Кто управляет средствами массовой информации, тот управляет умами.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК
  Модераторы: ElenaGileva, Diana, Rocker
  Автор темы: Brat

Тусовка

Добавить сообщение  

стр.1 из 2
  
Тема: Евгений Гришковец о Цое
Brat
Питер

31 Aug 2010, 16:02

Интересный материал из ЖЖ Евгения Гришковца

E-grishkovets

Здравствуйте!

Прекрасно помню, как и где меня настигло известие о гибели Цоя. Это случилось в Севастополе. Для меня то лето было очень сложным, я решал в очередной раз вопрос, как жить дальше. Буквально перед этим вернулся из Германии, куда попытался эмигрировать, но все иллюзии рухнули, и, весь истерзанный, я вернулся в весьма истерзанную страну. Я был так рад возвращению! И вопрос, что делать дальше, хоть и мучил меня, но отчего-то было ясно, что ответ какой-то найдётся непременно. И вдруг я узнал, что Цой погиб. И я растерялся. Этого настолько не должно было случиться!!! Но именно его гибель почему-то подтолкнула меня к совершенно бескомпромиссному решению даже не делать попыток заниматься чем либо другим, кроме искусства.

Хотя, сейчас я понимаю, что это странно. Странно по той причине, что Виктор Цой при жизни не был для меня очень важным или что-то существенно определяющим музыкантом и поэтом. Его ранний период, который я слышал на плохих записях, мне был симпатичен, но казался уж больно простым. К тому же, песни "Я бездельник", "Восьмиклассница", "Когда твоя девушка больна" и целый ряд других - моей жизни не касались. Я жил в промышленном городе в университетской семье, и весь этот питерский нежный нищий декаданс никак не совпадал с моим образом жизни и с тем, что меня окружало. Правда, мелодии нравились очень. Имени Виктор Цой я не знал, знал только группу "Кино". Поэтому когда в 88-м году я вернулся со службы и увидел в программе "Взгляд" Цоя, я ужасно удивился. Я привык к его голосу и к некому образу, мною нафантазированному. А тут вдруг такое монголоидное лицо! (улыбка).

Альбом, на котором была песня "Последний герой", кроме этой песни мне совершенно не понравился. Звучал он весьма невыразительно, да и был каким-то явно промежуточным. Для меня тогда гораздо более мощными явлениями были "Звуки Му" и "Центр". Да, к тому же, я мучительно избавлялся от тотальной любви к "Аквариуму", который за три года моего отсутствия успел записать довольно много слабых, фальшивых и необязательных произведений. В то время я старался слушать ту западную музыку, которая накопилась за годы моей службы в огромном количестве. Я открывал для себя новых романтиков, "U2" и весь огромный пласт новой волны, а вместе с ним - пост-панк и так далее и так далее.

И вдруг альбом Цоя "Группа крови". Я сопротивлялся этому альбому, потому что он, конечно, произвёл такое мощное движение в воздухе, что его ни с чем нельзя было сравнить. А я сопротивлялся. Я пытался доказать всем и каждому, что звучание, во многом образ и даже то, что группа "Кино" поставила барабанщика на ноги... но самое главное, конечно, звучание - всё, если не сказать содрано, то во многом взято у группы "The Cure". Да и вообще, своим звучанием группа "Кино" многое напоминала из европейских аналогов. Причём, семи-десятилетней давности.

Но я никогда не забуду, как песни этого альбома слышались отовсюду. Гаражи за городской окраиной, лето, пыль и зной, воскресенье, многие гаражи открыты, и мужики возятся в своих гаражах, ковыряются в машинах, пьют водку и из этих гаражей звучит Цой. А после Цоя - вполне блатняк или что-нибудь про Кандагар. Или - пляж на берегу Томи, стоит девятка с распахнутыми дверцами и оттуда звучит "Кино", хотя до этого звучал "Мираж" или "Ласковый май". Это было поразительно! Это не укладывалось в голове! И это во многом отталкивало приверженцев чистого рок-н-рола от Цоя. Хотя я уверен, что они все его слушали тайком.

Я был на двух концертах Виктора Цоя. Летом 89-го в Питере я видел "Кино" в сборном концерте. Звучали они плохо. Гораздо хуже, чем группа "Алиса" или "ДДТ". Звук и без того был не очень, но и звучали они не сыграно, как-то вяло. И если бы все собравшиеся не знали песен наизусть, то понять слов было бы невозможно. Второй концерт был в Кемерово в спорткомплексе "Октябрьский", зимой того же 89-го года. Или в самом начале 90-го, короче, зимой. Концерт был плохим. Во-первых, заявлен был концерт группы "Кино", а приехал один Виктор Цой. Народу было битком. Все ждали полноценного концерта и были возмущены очевидным обманом. Возможно, Цой и не знал о происках прокатчиков, но никаких объяснений давать не стал, и без оных начал петь. Он был явно не в духе, пел плохо. Звук был отвратительным. Да и, честно сказать, я не знаю концертных записей "Кино" и концертных исполнений Виктора Цоя, где бы он хорошо звучал. Он не справлялся на концертах с дыханием, голос звучал слабо, и его фирменные, любимые по студийным записям интонации ему не давались. Концерт в Кемерово проходил, на мой взгляд просто ужасно, Цою не удавалось удерживать внимание, люди отвлекались во время песен, несколько раз начиналось некое брожение в зале. Исполненные ближе к концу хиты, хоть как-то воодушевили и подняли зал. Помню, как на сцену к Виктору вышел кемеровский браток в спортивном костюме. В руках у него была пластинка "Кино". Он что-то говорил Цою, тот не реагировал. Охранников рядом не было, всё это пахло керосином, потому что браток был на взводе и что-то явно "предъявлял" Виктору. Но Цой даже бровью не повёл, он начал исполнять следующую песню, и тогда браток запустил пластинку в зал. Конверт полетел в одну сторону, пластинка в другую. При этом, браток кричал что-то, но этого было уже не слышно.

У меня осталось тяжелейшее впечатление от того концерта. Но, при этом, это был единственный концерт, на котором собрались те, кто слушал "Софт Машин" и "Кинг Кримсон", а также те, кто представления не имел о такой музыке, и у кого в машине кассеты с Цоем лежали вперемежку с кассетами Вилли Токарева. Меня сильно раздражали и продолжают раздражать (но уже не сильно) худосочные парни с гитарами, которые в разных городах страны на каких-нибудь пешеходных улицах или в парках исполняют песни Цоя, бледнолицые барышни с лицом Цоя на майках и рюкзаках, корявые надписи, собщающие о том, что Цой жив... Но самые трудные и решающие годы моей молодости прожиты с его музыкой.

Мне совершенно непонятно, как из того, вполне простого, юного, искреннего и почти незаметно-ироничного юноши, который пел про алюминиевые огурцы и дерево, которое он посадил, получился мощный и очень ясный романтик, настоящий поэт и удивительный мелодист, несмотря на вторичность звучания его группы. Мелодии, казалось, просто так и вылетали из него. Легко! Он мощно в своих текстах поднялся над всем многозначительным, ноющим и во многом бессмысленным и фальшивым контекстом той музыки, которая именовала себя русским роком. Он так и остался совершенно непостижимым, как непостижим любой настоящий художник, из биографии которого совершенно не следуют его деяния.

Очень много говорилось и до сих пор говорится о том, что он погиб вовремя, и, видимо, всё лучшее сделал. Убеждён, что это не так. Вдуматься - ему было двадцать восемь, а он успел так мощно поменяться несколько раз! Он непременно сделал бы что-то неведомое и сильное. Правда, также я совершенно убеждён, что проживи он ещё лет пять, те же самые люди, которые писали на всех заборах, что он жив, говорили бы, а то и орали, что он исписался, продался, ожирел или что-нибудь в том же духе... Хотя, сложно представить Виктора Цоя в сегодняшнем музыкальном контексте. Очень сложно!!! Когда даже Земфира выступает в Юрмале в одном концерте с Димой Биланом. Но отчего-то я опять же убеждён, что Цой смог бы продемонстрировать какой-то совсем другой, нужный и правильный способ существования в сегодняшнем столь разобщённом и во многом развращённом музыкальном контексте.

Не мог не написать это. Слишком много личного у меня связано с тем временем, которое во многом отражено и почти задокументировано Цоем. В этом смысле он, конечно, жив, пока мы живы (улыбка).


Ваш Гришковец.

 
Kothegar
Минск

31 Aug 2010, 16:53

Спасмбо, Brat, за материал, оч интересно.
Евгений как всегда очень красочно и доступно описал свои чувства.

 
KAMALA
Киев

31 Aug 2010, 20:20

Сколько людей, столько мнений.
Что касается концертов, и в частности звучания, он прав. Но это не вина кого-либо, просто (мне так кажется) раньше была такая акустическая аппаратура, или как это называется.

….И если бы все собравшиеся не знали песен наизусть, то понять слов было бы невозможно….


Интересно по этому поводу в своё время сказал Ринго Стар

К 1965-му мы превратились в посредственных музыкантов, потому что в буквальном смысле слова не могли себя слышать из-за визга толпы. И я, и остальные участники группы теряли свою квалификацию - нас ведь скорее хотели видеть, а не слышать, потому играть можно было как угодно криво


И он прав. Это участь всех сверхпопулярных и любимых исполнителей.
Концерты с визгами, криками и ликованием толпы, это прежде всего дань любимому исполнителю и восторг от того что видишь и слышишь его не из звуконосителя а наяву.
А вообще, интересно написано.

 
Anna
Киев
31 Aug 2010, 23:01

Люблю Гришковца безотносительно хотя он не всегда озвучивает мои мысли. По поводу живого звучания Цоя... я была в 1990 в Киеве на всех его концертах (три дня подряд и в какие-то дни даже два в день) и на меня они произвели сильнейшее впечатление. Я дилетант в этих нюансах, у меня все на уровне "нравится-не нравится", дык это..)) мне невероятно нравилось, ага)). И резюме, господа, Цой жив и точка.

 
libby-dancing-s
Beer-Sheva
1 Sep 2010, 08:02

Ответ нику Брат (2010-08-31 16:02):
Спасибо тебе огромное! Настолько в тему сегодня это было..
Гришковца обожаю во всех его проявлениях, на его спектаклях бесстыдно реву и смеюсь вперемешку, а теперь буду любить и уважать ещё больше (ну, хоть и не со всем согласна).

 
Taniya3674
1 Sep 2010, 09:13

не знаю насколько хорошо или плохо звучал Цой на концертах, но то, что он с такой ужасной аппаратурой и бюрократией прорвался к народу-это невероятно! на 1000% согласна, что Цой показал бы еще много всего грандиозного...

 
Julia
1 Sep 2010, 09:21

Соглашусь с фразой "сколько людей, столько мнений".
В отличие от тех, кто здесь написал, у меня совершенно противоположное личное мнение. Мне абсолютно чуждо и не близко то, что написано в этом материале из ЖЖ. Местами даже было очень неприятно читать. Как же мне повезло, что я ни разу за всю жизнь не столкнулась с упомянутыми в материале пьющими водку мужиками, из гаражей которых звучит Цой, и с компаниями, у которых из "девяток" звучали "Ласковый май" вместе с Виктором вперемешку. В общем, статья не понравилась настолько, что даже захотелось высказать негативное мнение.

 
PECHAL
Киев

1 Sep 2010, 09:52

искренне )))))))
спасибо, Евгений

 
mashamvm
Минск
2 Sep 2010, 15:21

Ответ нику Brat (2010-08-31 16:02):

Но отчего-то я опять же убеждён, что Цой смог бы продемонстрировать какой-то совсем другой, нужный и правильный способ существования в сегодняшнем столь разобщённом и во многом развращённом музыкальном контексте.

Отчего-то я тоже в этом убеждена. Спасибо за материал, с интересом и удовольствием прочитала!

 
garyk
НИКОЛАЕВ
2 Sep 2010, 16:38

Ответ нику юлиа (Йулиа) (2010-09-01 09:21):
А вы,извините за нескромный вопрос,в заповеднике небось выросли?

 
Добавить сообщение На страницу  1 2
Текущие дискуссии в форумах
Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
Использование материалов
без разрешения авторов запрещено

Яндекс.Метрика

Загрузка страницы 0.016846 сек.