ЧаВО: Игла



2) Модель присутствия замысла. Человек берёт в руки карандаш и начинает водить по бумаге, но при этом он хочет выразить некоторый замысел, создаёт "канал" для "правильной гармонизации". В результате появляется какая-то картина.

2. «Игла». Внешне вроде бы все атрибуты модели номер 2: сценарий, плановое производство «Казахфильма», вроде бы каждый знает «чего хочет». Я преуспел в том, чтобы сломать у всех такие иллюзии. Когда я пришел на картину, люди перестали это понимать. Сценарий я запретил актерам читать и репетировать, сказал, мол, достаточно того, что я прочитал его, а репетиции только навредят, поскольку никто из них не профессиональный актер (я вообще никогда не снимал профессиональных актеров, мне это неинтересно). Съемочная группа, конечно, не привыкла работать в таких условиях, и для них пришлось сделать вид, что я знаю, что делать. Вроде поверили и успокоились, положившись на меня. Помогло и то, что главным оператором я пригласил своего брата. Первый показ смонтированного материала был для всех сюрпризом. Кто-то принял с восторгом, другие с недоумением, третьи с негодованием. Даже соавторы сценария разошлись во мнениях. Бахыт Килибаев сразу въехал в картину, а Саша Баранов был вне себя от ярости и требовал убрать свое имя из титров. Потом потихоньку и он въехал. Я привел эти примеры к тому, чтобы показать, что различия между «осознанным» и «неосознанным» творчеством для меня лежат скорее в профессиональном инструментарии, нежели в мыслительных процессах автора. Как дополнительный пример можно назвать систему голливудского кинопроизводства. Вот уж, казалось бы, ярчайший пример того, где каждый знает, чего хочет. Все расписано, регламентировано, рассчитано многократно, но... и сам Голливуд признаёт, что заранее предугадать результат невозможно. Почему? Ответ простой: в любом искусстве (и в шоу-бизнесе в том числе) есть две составляющих: создатель и зритель. И то, что будет происходить в голове второго, неизвестно даже ему самому, не говоря уже о первом.