ЧаВО: Игла



В свое время выходил такой диск - "КИНО в кино". На диске изданы «Невеселая песня», «Следи за собой» и два неизвестных инструментала (треки 8,9,15,16). Что-нибудь из этого имеет отношение к «ИГЛЕ»?

8,9,15,16 - для "Иглы" не записывались. Иначе они, безусловно, в фильм вошли бы. Сам Виктор предложил начать фильм "Звездой" и закончить "Группой крови", а в середину включить только инструменталы. Все инструменталы вошли, но только по разу. Виктор ожидал, что инструментальные темы будут возвращаться периодически, но это противоречило фильму и моему стилю. Давайте я чуть подробнее об этом скажу, иначе постоянно возникает недопонимание в отношении "невошедшей" якобы музыке в "Иглу". Когда после первого просмотра Виктор задал мне вопрос, почему так скупо вошли инструменталы, я ответил: "Виктор, помнишь наши разговоры, когда я говорил тебе о принципе, открытом мной еще в архитектурном институте, и который прочно вошел в мой стиль во всем остальном? Когда я чертил и отмывал акварелью архитектурные проекты, всегда вырезал из картона длинную полосу размером во весь планшет с изображением. В середине вдоль этой полосы вырезал щель шириной в сантиметр и прикладывал к планшету. Если в этой щели появлялись хотя бы два фрагмента одинакового тона, для меня это означало, что работа не закончена, и я продолжал акварельную отмывку. Так и в жизни: посмотри вокруг - нет ни одного повторяющегося фрагмента, каждый фрагмент индивидуален. Тому же звукооператору на монтаже постоянно говорил: обращай внимание на движение камеры - звук никогда не может быть одним и тем же, он постоянно меняется. Звук улицы у фундамента дома не тот, что на крыше, шорох упавшей листвы у корней дерева не тот, что шелест листьев в его кроне, шум ветра у днища "Гидролога" не тот, что на верхушке его мачты..." Этот принцип "постоянного изменения" прошел через весь фильм - как в звукоряде, так и в изображении, и в отношениях героев, и в их осознании самих себя, и в погоде, и в освещении, и в развитии всей истории... В общем, Виктор все понял и согласился. Больше он этот вопрос не поднимал, и в последующих просмотрах всё больше и больше "въезжал" в этот стиль. Может быть, это одна из причин, почему он перестал рассматривать какие-либо другие предложения сниматься, и постоянно теребил меня, чтобы мы начинали новый проект. По записям. 15, 16 - я никогда их раньше не слышал. Вы уверены, что они делались у Венгеровского в феврале 1988? Я знаю, что они вроде что-то еще с ним записывали - то ли в те же дни, то ли позже. Но при мне в студии они этих вещей не писали. И на бобине, которую он передал для фильма, этих записей тоже не было, иначе они обязательно вошли бы. 8. "Невеселая песня" - при мне в феврале 1988 не записывалась, да и, сдается мне, еще не была придумана к тому времени. Он показал мне эту песню позже среди возможных тем для следующего фильма, и "Невеселая песня" даже присутствует в ранних сценариях "Дикого Востока" (надо будет как-нибудь выложить их). Может быть, и 15, 16 писались им в расчете на следующий фильм? Надо расспросить у Наташи или Юрика, может, они в курсе. 9. "Следи за собой" - в первый раз он прокрутил запись в Москве у Аркаши Высоцкого. Они с Каспаряном пришли прямиком из студии (может, как раз от Венгеровского?), очень веселые, страшно довольные тем, что только что записали. Поставили эту свежую, девственную еще кассету в аркашин зачуханный магнитофон, и оттянулись. Помню, Аркаша страшно запал на эту песню, враз. С тех пор она у него, пожалуй, любимая цоевская песня. Но в альбом "Звезда по имени Солнце" она не вошла. Как знаете, ребята из Кино включили её в Черный альбом уже после гибели Виктора. ЗЫ. Курьезный момент связан с тем вечером у Аркаши (кажется, именно в тот вечер это произошло). Пока Виктор что-то там творил на кухне с Аркашей, мы болтали с Каспаряном на диване в гостиной. Я показал ему какие-то свои стихи. Ему вроде понравились. Он говорит: а чего бы не спеть их, давай? Я говорю, это графические стихи, а не вокальные. Для пения не предназначены, только для глаза. Но давай, попробуем. Юрик тут же стал импровизировать на гитаре, а я распевать эти стихи. Попели, попели, потом я спрашиваю: "Ну что, нравится тебе?" Юрик отвечает: "Не очень, а тебе?" Я говорю: "И мне не очень". На том и порешили. Пусть глаз остается глазом, а ухо - ухом. Нечего глаз на ухо натягивать, я уж не говорю о другом месте.

ДОПОЛНЕНИЕ. Как выясняется, записи 15, 16 на диске "Кино в кино" действительно были записаны на мосфильмовских сессиях с Венгеровским для "Иглы", но каким-то чудесным образом не попали на копию бобины для отбора музыки к фильму. Я продолжаю выяснять обстоятельства.