к 10-ти летию гибели В. Цоя.
Десять лет спустя
Звезда по имени Солнце
23 марта 1990 года Виктор ЦОЙ и его легендарная группа “Кино” давали концерт во Дворце спорта “Юность”. Как всегда после выступления мы с коллегой фотожурналистом Сергеем Бижко пробирались в свята-святых – за кулисы ( если так можно назвать служебные помещения и раздевалки во спортивном сооружении), всеми правдами и неправдами пробивались к гастролерам ( иногда это было легко, иногда невыносимо трудно, иногда практически невозможно) и брали интервью, фотографировали, оставляли на память автографы заезжих звезд...
В это раз нам помогала юная Алина Солошенко (сейчас – Марасина, одна из ведущих популярной детской телепередачи “Теремок” на канале “Хортица”), собиравшаяся тогда только поступать на факультет журналистики.
В моем журналистском архиве сохранилась небольшая диктофонная запись вопросов к Виктору Цою и его ответов. Кто мог подумать, что через пять месяцев кумира молодежи перестроечного времени, талантливого музыканта, певца, снявшегося в нашумевшем тогда фильме “Игла”, из-за трагической нелепой автомобильной аварии не станет.
Десять лет я не обращался к этой записи. А в минувший понедельник, в канун роковой даты включил диктофон...
- Виктор, если бы вам пришлось начать свою жизнь сначала?..
- То есть вы хотите спросить меня не мучительно ли мне больно за бесцельно прожитые годы? Нет. Я думаю, что естественно, как любой человек я совершал какие-то ошибки, которых не хотелось бы делать сейчас. Тем не менее, в основном, глобально я не просчитывался...
- Я считаю, что с одной стороны вы играете очень простую музыку, но с другой стороны - ваши философские тексты. Никогда не задумывались, что может быть легче было играть попсу и тоже быть популярным.
- На самом деле популярность не является самоцелью. Самоцелью как раз является музыка. Поэтому все делается для того чтобы играть музыку, которая нравится мне и группе “Кино”.
- Ваша группа уже существует восемь лет. Что у вас рождается раньше – музыка или стихи?
- Так! ( Цой смеется) –
-...Тупиковый вопрос?
- Нет, не тупиковый вопрос. Но я не буду отвечать, потому что... Я думаю, что это не интересно.
- Ваш приход в кинематограф, с чем он связан?
- Так получилось... Это было случайно.
- В некоторых интервью с вами я читал. Что вы бы хотели продолжить работу в кинематографе. Это правда? Если да, может быть есть какие-то предложения в этом направлении?
- Знаете, предложения – это не совсем подходящее слово. Потому что предложений у меня может быть много разных, но они, как правило не устраивают. Действительно есть какой-то проект у нас снять снова художественный фильм, с тем же режиссером, который снимал фильм “Игла”. Занимаемся этим тоже только потому, что нам это интересно, потому что это наш такой знакомый...
- Вы обращаетесь к сложным социальным проблемам. Это не дань моде?
- Как я уже сказал, мы играем музыку, соответственно и песни поем такие, которые нам нравятся. Если это обращение к сложным социальным проблемам, значит да – нам нравится обращаться к сложным социальным проблемам. Что касается дани моде, опять-таки, если бы мы хотели следовать за модой – вывод такой, что мы хотим добиться популярности и так далее, соответственно идти на какие-то компромиссы. То есть уже играть не музыку, которая нам нравится, а музыку, которая нравится людям. Что принципиально не верно.
- По моему как раз в вашем случае, и сегодняшний концерт очень показателен как вас принимали. Вас кругом так принимают?
- Вобщем да! Где-то может быть спокойней по выражению эмоций. Просто там люди поспокойней. Но обстановка всегда очень теплая.
- Я имею в виду такого плана эмоциональная реакция публики...
- Еще более эмоциональная.
- Кажется после 1985-го года до 1988-го был какой-то перерыв в программах. С чем это связано? Над чем вы сейчас работаете?
- (Цой – удивленно) В 1986-ом году у нас вышла пластинка “Ночь”...
- Тогда всю дискографию, если можно
- В 1982-ом году появился магнитоальбом “45”. Потом такой странный альбом, который назывался “46”, где-то в 1983. Потом в 1984-ом – “Начальник Камчатки”. В 1986-ом году вышли два альбома “Нелюбовь” и “Ночь”. И “Группа крови” появился уже в 1988-ом году, как раз, потому что я работал в кино...
- А песня “Группа крови” была написана для этой картины или она существовала отдельно?
- Я никогда не делал ничего для!
- Обычно, иногда по сюжету фильма пишут...
- Песни пишутся и пишутся. Никакого отношения к сюжету. Я по заказу писать не умею.
- Просто органично вплелась... После “Группы крови” был альбом “Звезда по имени Солнце” – последний альбом. Сейчас на чем-то работаете?
- Как вам сказать. Эта работа, собственно, заключается в написании песен пока. Песни какие-то новые есть. Я думаю, что как только мы немножко освободимся, сейчас просто решили поиграть концерты... Хотя по идее должны начаться съемки фильма.
- О чем этот фильм будет?
- Я сам еще не знаю. Это еще только проекты. И просто не хочу дезинформировать.
- Работа актера достаточно сложная. Все актеры говорят, что это легко только кажется. Как вы на себе ощутили – было легко сниматься?
- Работа актера может быть и сложная, но я актером не работал! Мне совершенно не было сложно, я просто ходил в кадре...
- Что сложней – выступать на концерте, или перед камерой работать?
- Это разные вещи. Для меня не является сложным ни то, ни другое. Я выхожу на съемочную площадку, выхожу на сцену...
- Примерно одинаково...
- Не примерно одинаково. Но мне не приходится никаких над собой делать для этого усилий. Я иду заниматься любимым делом.
- Большое спасибо!
Сегодня у молодежи другие кумиры. И те, кто ходит на концерты “ВВ”, “Мумий тролей” или “Ногу свело”, наверняка ничего (или почти ничего) не знают о Викторе Цое и его песнях. 10 лет назад песни группы “Кино” пела вся страна, большая страна! Советский Союз.
...Когда конферансье (после недолгого и прохладного ”разогрева”) предложил зрителям минуточку на ожидание группы “Кино” – зал опешил и трансформировался из безразлично прозябающей толпы в сосредоточенно-напряженную массу меломанов, настроенных только на жесткий ритмичный андеграунд.
Сосредоточиться пришлось и милиции, потому, что хлынувшая было к сцене толпа, едва не смела несколько рядов. Вовремя примененные “демократизаторы” – увесистые резиновые дубинки, остановили толпу на почтительном расстоянии.
Одина за одним вышли на сцену “киношники” – барабанщик Георгий Гурьянов, бас-гитарист Игорь Тихомиров, гитарист Юрий Каспарян... Вслед за ними меланхолично спокойный, казалось бы совершенно отрешенный от проблем агрессивной толпы, весь в черном с ослепительно белой гитарой – Виктор Цой!!!
Первое, что он произнес, обращаясь к милиции – не надо насилия! И это, видимо, образумило толпу и утихомирило стражей порядка. Концерт прошел на одном дыхании,
Внезапно оборвалась песня “Перемен требуют наши сердца...” Цой поднял цветы, поклонился и сказал – мы спели все, что хотели...
В зале дали свет и моментально отрезвевшие зрители без особых эмоций стали расходится. Впрочем, это был один из первых концертов (дело было в пятницу). Апогей пребывания в Запорожье Цоя пришелся на воскресный день. Особо изощренной осаде Дворец спорта повергся перед 21-часовым финальным выступлением. Тут были и давка, и разбитые громадные стекла, и даже ... вывороченные металлические конструкции перил, которые уже на следующее утро в авральном порядке приваривали на место, потому, что через пару дней начинались концерты группы “Ласковый май”. Но это уже другая история.
Эдуард БОБРОВИЦКИЙ.