В марте 1990-го года он записывал на диктофон интервью с Виктором Цоем во время концертов группы КИНО в Запорожье.
- Созваниваясь с Вами несколько раз и договариваясь о встрече, я уже понял по голосу, что в беседе с Цоем в основном вопросы задавали Вы. Кем Вы работали в то время?
Э.Б.: - В 90-м году я работал на автозаводе (АвтоЗАЗ) в редакции многотиражки, но сотрудничал с газетой «Комсомолець Запоріжжя» и потом я перешел в газету «Наш город». И скорее всего, я не помню точно, надо поднять свои архивы, вот этот материал был опубликован в «Комсомольце Запоріжжя». Потому, что я бесплатно вел в «Комсомольце запоріжжя» такую музыкально-молодежную страницу. Я тогда в этом направлении работал все время в паре с Сергеем Бижко, он фотокором был. Работал он тогда в редакции областной газеты на заводе «Мотор-січ». В то время у нас была такая практика – где-то работать и где-то сотрудничать, делать такие хорошие особые материалы. Музыка, молодежь, эстрада, театры, кино – это была тема тогда и мы практически не пропускали концерты. Трудно сказать, с кем из звезд советской эстрады мы не встречались. Это был профессиональный интерес. Хотя, конечно, если вспоминать 90-е, это гребень перестройки, горбачевские времена, большая популярность Виктора Цоя и КИНО, Талькова, подъем таких групп, как ДДТ, то можно сказать, что это еще был и личный интерес.
- На записи интервью слышны еще голоса, кроме Вашего и Виктора. Кто еще участвовал?
Э.Б.: - Нас было три человека, которые беседовали с Виктором. Сергей Бижко – фотограф, потом я, и была еще девушка Алина Солошенко, которая в то время собиралась учиться на журналистку. Нам это было просто интересно, это была собственная инициатива. Благодаря тому, что концерты шли 2-3 дня, мы всегда ходили и на второй и на последующий день. В превую ночь Бижко проявлял пленки, печатал фотографии. Печатал он их такими большими, формата А3, примерно. Мы брали эти фотографии и с ними шли на второй концерт. Какие-то он дарил артистам, им нравилось или не очень нравилось. На эти же фотографии тут же брали автограф. Сергей Бижко давно не работает уже в нашей сфере, лет 15. После 90-х не долго он проработал в газете «Индустриальное Запорожье» профессиональным фотокором. Потом он перешел фотографировать свадьбы.
- Интервью проходило в Дворце спорта «Юность»?
Э.Б.: - Я даже помню в каком месте Дворца спора «Юность» это интервью мы брали, это на 3-м этаже, там есть такой... ну сейчас это конференц зал, а тогда это просто был зал такой со стульями, как в кинотеатре, такие откидные. Я сидел сзади него, Цой сидел ко мне полубоком и он во время беседы ко мне так немного поворачивался... Вот это помню.
- К кому Вы подходили за разрешением взять интервью?
Э.Б.: - Тогда, в те годы... В общем, поскольку лидером группы был Цой, то разговаривать и договариваться надо было только с ним.
- Т.е. Вы подходили за разрешением именно к Цою?
Э.Б.: - Да. Это сечас какие-то импрессарио, организаторы концертов. Сейчас уже все по другому. Сейчас артисты приезжают на один день, за бешенные деньги.У них в рейдере четко расписано, будет пресс-конференция, не будет. Какую прессу сюда впускать, какую не впускать. Тогда этого всего не было. Мы заходили за кулисы, находили, конкретно, Виктора Цоя. Было удостоверение журналиста такой-то редакции. Спрашивали: «Виктор, мы - молодежная редакция, мы хотим взять интервью о Вашем концерте, о Вас. Вы не против?». Он говорит: «Не против, а куда мы уединимся, чтоб никто не мешал?». Потому, что там, в гримерке кто-то мыться пошел, кто-то водку начал пить. Я говорю: «Я знаю здесь есть такой зальчик на третьем этаже». Мы поднялись на верх, нашли этот зал. Пошли, взяли ключи, открыли. Сели, посидели, поговорили. Взяли автографы, пофотографировали и все. Все сами, никто это не организовывал.
- А где находились остальные участники группы во время интервью?
Э.Б.: - На втором этаже «Юности», в гримерке. Там такой зальчик, типа раздевалки.
- Откуда Вы и пригласили Цоя для интервью?
Э.Б.: - Да.
- Как Вам удавалось проходить за кулисы? Ведь я помню, что милиция не подпускала никого к группе. Не возможно было даже подойти за автографом.
Э.Б.: - Мы были тогда такая парочка чиканутых молодых людей. Мы приходим за кулисы... Ну, тогда же не так все было, как сейчас. Это сейчас охрану не пройдешь. А тогда показал им журналистское удостоверение , а менты стоят: «О, святые люди, журналисты, проходите!»
- Интервью брали после выступления группы или до?
Э.Б.: - Все такие мероприятия проходили всегда после выступления артиста.
- Дату интервью помните точно?
Э.Б.: - Интервью мы брали в первый день концертов КИНО в Запорожье, т.е. 23 марта. Это была не пресс-конференция, как сейчас модно говорить, это было просто интервью. Тогда в те годы конференций практически не устраивали. Тогда просто были журналисты, которые всеми правдами и неправдами прорывались на концерты. Мы ходили на концетры и по своей инициативе шли, договаривались с самими звездами: «Можно ли у вас взять интервью?» Большинство артистов соглашались, редкие случаи, когда кто-то отказывал. Были у меня курьезные случаи. Например, совершенно не общается с журналистами на протяжении вот уже многого времени Юрий Лоза. Его когда-то там очень сильно обидели. Просто на отрез, нет и все. Когда приезжал к нам Барыкин, он повел себя очень странно, на наш, журналистский взгляд. Вызвал своего, не знаю кого-то, помощника, импрессарио, пресс-секретарь. Она подошла к нам и говорит: «Он интервью давать не будет, но если вы хотите вопросы задать какие-то, вы их напишите». Я всю жизнь веду вот такие тетрадки (показывает общую тетрадь на 96 листов). Таких тетрадей мне хватало на год – полтора. И вот мой архив состоит из таких тетрадей, в которых события относятся к определенному году или периоду. Это моя практика. И вот из такой тетеради я вырвал листочек, написал вопросы и отдал ей. На следующий день мы пришли, мне вернули тот самый листочек, на котором в промежутках между вопросами были записаны ответы мелким почерком. Я так запомнил это.
- Во время интервью что-то может быть запомнилось Вам больше всего? Может какие-то казусные моменты? В начале интервью, например, слышно как Цой говорит «извините».
Э.Б.: - Он, по-моему, курил в тот момент. Был уставшим после концерта и все еще пытался отдышаться. Это ж не так, как под фанеру выступают. Больше никаких казусов я не припомню.
- Остались у Вас какие-то впечатления от выступлений группы КИНО?
Э.Б.: - Ну, поскольку это было почти 20 лет назад, то я не могу сейчас сказать о тех впечатлениях. Я помню что это было очень так... грандиозно. Была такая эйфория. В кинотеатрах в то время был фильм с его участием. Это очень усиливало эффект концертов.
- Какое впечатление сложилось у Вас о Викторе во время интервью?
Прежде всего - это ГЛЫБА своего времени! Он был очень популярен среди молодежи и разных слоев тогдашнего общества - жившего на грани развала СССР. Меня поразила его простота и совершенная "незвездность". Договориться об интервью было очень просто. В беседе он просто, без всяких-яких отвечал на вопросы, держался скромно, не заносчиво...
- Вы были только на первом выступлении группы или в другие дни тоже?
Э.Б.: - В другие дни тоже были. Поскольку мы ходили на шару, то мы ходили часто. Особенно на некоторых исполнителей, что нам нравились. Были концерты 3 дня, все 3 дня я пропадал там.
- Айзеншпис присутствовал как-то?
Э.Б.: - Нет, я его не видел. А может быть он и не приезжал, я не знаю.
- Т.е., во времени вас никто не ограничивал? Просто при прослушивании записи лично у меня сложилось впечатление, что берущие интервью были не готовы.
Э.Б.: - Нет. Просто, насколько хватило ума задавать вопросы. Я вам скажу честно, что по молодости я грешил тем, что не готовился к интервью. Т.е., мы просто приходили и на фоне впечатления от концертов и каких-то знаний об артисте задавали соответствующие вопросы. Это сейчас пресс-релизы, интернет. Материала столько, что уже и на интервью ходить не надо. А тогда.… Где брать материал? Где-то что-то прочитал, услышал. Вот и получались иногда вопросы такими, даже банальными. Это было таким экспромтом. Такие жизненные ситуации.
Такое отношение к своей работе у меня потом, конечно, изменилось. А тогда, в 90-м году, это 5 лет, как я пришел из армии, можно сказать, что я был начинающим журналистом. Не первые шаги, но начинающим. В действительности, была какая-то даже самоуверенность.
Как-то попали на концерт Хазанова, я запомнил это на всю жизнь. А он такой, что за словом в карман далеко не полезет. Мы шли договариваться, а мысли были, что, это же Хазанов! Мы к нему не попадем. Я тогда был настолько уверен, что нам откажут, что когда нам сказали «заходите», у меня был шок. Ступор такой. Сижу там и думаю, что у него спрашивать? Не готовился вообще. И я ему задаю дурацкий вопрос: «Вы впервые в нашем городе. Как Вам Запорожье?». А он так на меня смотрит и говорит: «Почему Вы думаете, что я впервые в Запорожье? Город мне нравится, я здесь был 5 лет назад». А мне так неудобно стало, что пришлось оправдываться, что я 5 лет назад в армии служил. Я позадавал вопросы, а в конце он мне сказал: «Я знаю, что Вы пришли наобум, но вообще-то, ребята, готовиться надо к интервью». Вот это был такой маленький урок для меня. Этот случай меня немножко тогда перевернул в профессиональном смысле.
- Какими средствами записывали интервью?
Э.Б.: - У меня в Запорожье, если не у самого первого, то у одного из первых появился диктофон. Тогда для того, что бы взять какое-то интервью, хитрили как. Побежал на радио, взял репортер, громоздкую такую бобинную махину. Кассетные появились позже. Весил он около 10-ти килограмм, такой с выдвижным микрофоном. В общем, через каких-то знакомых мне продали за 400 рублей конфискованный диктофон «Toshiba». Классный, со встроенным микрофончиком, маленькие батарейки. Благодаря этому диктофону и сохранились какие-то записи. Но, честно говоря, я тогда не задумывался, что это все надо сохранять. Записал на кассету, потом заново что-то записал. Это чудом каким-то сохранилась кассета с интервью Цоя.
- На записи интервью слышны какие-то перепады скорости в некоторых моментах.
Э.Б.: - Я точно не знаю, может я что-то нажимал, может пленка залежалась.
- А такая функция на вашем диктофоне есть, что запись срабатывает на голос или другие звуки?
Э.Б.: - Нет, это точно. Скорее всего что-то с кассетой было.
- Кассета, которую Вы любезно предоставили для оцифровки, оригинальная? Именно на нее Вы записывали интервью?
Э.Б.: - Да, кассета оригинальная, на нее и записывалось диктофоном.
- Никак концерт не записывали, не снимали?
Э.Б.: - Нет, тогда... нет. Видео какого-то тогда не было. И единтственно возможным тогда было только фото сделать, автограф взять на фотографию.
- Вот, к стати говоря, об автографе. На записи в конце интервью, перед тем как выключился диктофон, Вы произносите: «Виктор, можно у Вас...». Просили автограф?
Э.Б.: - Да. Мы старались взять автограф у всех артистов, с кем пришлось пообщаться. Где-то в моих архивах он хранится.
- А местное телевидение могло снимать концерты?
Э.Б.: - Не знаю. Нет таких данных у меня.
- Кто-то еще, кроме Сергея Бижко, вел фотосъемку во время интервью?
Э.Б.: - Нет, только Сергей Бижко. Так что фотографии с этого интервью вполне эксклюзивные.
- А концерт кто-то мог еще фотографировать из тех людей, которых Вы знаете?
Э.Б.: - Бижко фотографировал и концерт. А из знакомых мало кто ходил на концерты. Да и фотоаппараты тогда не у всех были. Сергей был практически один, кто активно фотографировал концерты и артистов. А из тех фотокоров, кто могли бы ходить на концерты, так их уже может быть и в живых нету.
- Чем сейчас занимаетесь? Я так понял Вы преподаете?
Э.Б.: - Да, преподаю в ЗИГМУ на факультете журналистики. Но это не основная моя работа. Я 10 лет работаю в пресс-службе налоговой администрации начальником пресс-центра. Это очень срьезная, строгая и ответственная работа. Так что все очень серьезно.
- Ну что же, спасибо за интересную беседу. А самое главное, спасибо за интервью, запись которого Вы хранили почти 20 лет. И я надеюсь, что в вашем архиве еще сохранился автограф Виктора.
Э.Б.: - Да, я просмотрю архив. До встречи!
Беседовал Владимир Занин 23 июля 2009 года.
undefined