Наша беседа с Вячеславом Бутусовым состоялась сразу после окончания экскурсии по храмам Иркутска. За чашкой чая мы успели поговорить о многом, а начался разговор с процесса приготовления черемухового варенья.
- А бабушки раньше протирали через сито, и получалось очень вкусно, - сказал Вячеслав.
- Представляю, насколько это трудоемкий процесс!
- Конечно, так ведь трудоемкость – это же спасение. Это единственное, что человека отвлекает от этого безделья.
- Скажите, Вам понравилась поездка?
- Да, спасибо, что вытащили. Вы знаете, мне это такая подмога. Периодически выпадает такая возможность, я стараюсь ее не выпускать. Я в Москве даже сподвигнулся причаститься. Хотя, в общем, для меня это испытание. Я с трудом вхожу в новые храмы. И самое большое испытание себя заставить, переломить.
- А в Питере в какой храм Вы ходите?
- В Пушкине, в Знаменский. Я привык. Это небольшая церковь. И я уже там всех знаю.
- Получается, что в течение всего Великого поста у вас гастроли? Как-то Кинчев приезжал к нам и рассказывал, что в пост никаких концертов не дает.
- Это зависит от некоторых особенностей. Сначала у меня был период, когда я к этому строже относился. Потом уже позволил "очистить" первую неделю поста и последнюю. Сейчас мы как раз до Страстной недели гастролируем, а потом домой вернусь. И видите ли, для меня концертная деятельность, это испытание. Я не получаю от этого никакого удовольствия, даже не представляю себе этого. Я бы с большим удовольствием сидел дома: и в пост, и не в пост.
- В таком случае, не было ли желания сменить род деятельности?
- Было. Но пока не получается.
- И до сих пор есть?
- Да, конечно. Только я не понимаю, как это можно сделать. Для меня две вещи пока непостижимы в нашем общежитии. Первое, как человек семейный может взять и переехать из одного места в другое, второе – это поменять род деятельности. Если бы я был человек несемейный, я бы, наверное, решился. Или, может быть, это просто духу не хватает. Потом есть такие люди типа меня, которые впадают в лукавое состояние, когда им вообще ничего не надо. Ничего им неинтересно, чем ни займутся - все не то. Все не так.
- На творчестве отражается?
- На всем отражается. Я впадаю в состояние анабиоза. Раньше я мог вообще лежать сутками. Ни есть, ни пить, главное, не двигаться. Главное, не двигаться и не открывать глаз. Такая игра в Вия. Ты закрыл глаза - и вокруг ничего нет.
- И как домашние реагировали на такое ваше состояние?
- Вот я бы убил такого человека, который вел бы себя так. Или вынес бы его из дома или сбросил бы с балкона. Но вот супруга моя как-то все перенесла. Не знаю как.
- А когда Вы к вере пришли?
- Я не пришел, я к ней иду. Я просто чувствую, что во мне есть такие вещи, которые с толку сбивают. Во-первых, я, например, сравниваю себя со своей супругой, которой дано Богом такое открытие и она его сохранила, ей все легко дается. Т.е. она подошла, помолилась и ей этого достаточно, это придает ей сил. А в меня, как в гранитный камень, не входит. Такой дубовый, черствый характер. Плюс к этому прибавляется высокомерность.
Семнадцать лет прошло. Осознанных лет. В 30 лет я крестился. И сначала мне казалось, что очень трудно соблюдать какие-то правила, находить время для молитвы. Потом я стал настолько строг в этом отношении, что решил - мне все мешает, надо уйти куда-нибудь в пещеру, стать монахом. Теперь я немножко отхожу от этого состояния.
Мне потом кто-то из знакомых батюшек сказал: "Ну, это ты легко решил отделаться". То есть это, оказывается, легко взять и бросить работу, семью, родных, спрятаться. Практически это тоже самое, что происходило со мной, когда я пил по-черному и впадал в это состояние анабиоза и лежал сутками, ничего в себя впустить не мог. Тогда была одна крайность, а потом другая. И потом до сих пор много вопросов есть, на которые я не нашел ответа. Так что когда мне эти ответы откроются, то я, наверное, на какой-то другой уровень перейду. А вот так открыто обратиться к Церкви, меня, кстати, Костя Кинчев сподвигнул.
- И как Костя повлиял?
- Да я просто увидел, как он меняется и как я меняюсь. Я всю жизнь был таким тихушником, затворником. И делал все так, чтобы никто ничего не видел. А потом произошла наша, как я считаю символическая встреча с Кинчевым. Я посмотрел на него и понял, без веры жить нельзя. Да, Костя повлиял очень сильно, решительным образом. Я был в состоянии полного отчаянии и не представлял себе ничего хорошего, пребывая в типичном упадническом настрое, присущем человеку моего возраста. Дескать, ничего не сделано хорошего, и дальше ничего хорошего не произойдет. Словом, наступала духовная смерть в прямом смысле слова. Вдруг я увидел Костю и поразился. Я же его довольно давно знаю, видел, как этот человек себя ведет, как выглядит, как рассуждает. А тут передо мной сидел совершенно спокойный, уверенный человек. Меня это чрезвычайно потрясло! Я тогда уже и пить не мог, в таком размазанном состоянии пребывал, что и алкоголь не помогал.
Мы сидели у нас в гостях втроем – Костя, я и Юра Шевчук. Костя рубал пельмени, а рядом пил Юрий Юлианович. Кинчев, который в основном молчал, а когда говорил, был очень убедителен.
Костя пришел в тулупе ямщицком до полу. У него, как у Емели, прическа была прямая, будто топором обрубленная. Словом, сидит крепкий парень, и мы два вялых существа. И вдруг я улавливаю в нем какую-то подмогу. Начал его понемножку о чем-то расспрашивать. И Костя, по сути дела, предкрестным участником оказался, будто он на чашу весов увесистую гирю положил.
- Что значит раскрываться?
- А вот крестила меня Анжелика, оказалось, что перед венчанием нужно креститься. Так что она прямо на гастролях, здесь в Москве, привела в храм. Это был страстной четверг, уйма народу, в основном бабушки, было жарко, а в храме просто душно. Я очень хорошо все запомнил, потому что я вдруг чувствовал, что мне плохо. Мне дурно стало! Я оглянулся: а эти бабушки стоят, причем стоят уже несколько часов. И мне вдруг странно стало, я-то почему умираю? Странно.
А потом я начал замечать, что у людей в церкви совершенно другие глаза, что у них иная манера поведения, разговора. Безо всяких экивоков, скрытостей, намеков, все просто, ясно и понятно. И от этого чувствуешь легкость в общении с человеком, соответственно, и тебе легче открываться - не задумываешься о том, что ты испачкаешься в чем-то, нет боязни, что ты сделаешь что-то не то. А это и есть то облегчение, которое человеку дает наслаждение в общении. Тем более что я человек скрытный, склонный к уединению.
- Но при этом - абсолютно публичный.
- Да, публичный. Но публичность я расцениваю как испытание. Я попадаю в общество – и просто теряюсь. Теряюсь, даже когда в маленький коллектив незнакомых людей попадаю, мне нужно адаптироваться. Это болезнь, конечно, но только так можно выработать поведенческие приемы.
- Слава, зная, что ты – человек православный, не могу удержаться от вопроса: а нет, глядя на Кинчева, искушения продолжить его стезю – петь песни с православным уклоном?
- У меня есть такие. Но это даже не искушение, я почувствовал внутреннюю потребность их написать. Просто у меня все иначе происходит. Костя, как человек изначально более цельный, не растративший своей природной цельности по причине твердости характера и прочих человеческих черт, делает это по-своему, прямолинейно и открыто. И я понимаю, что ему так нужно. Мне необходимо действовать несколько иначе, и я это делаю - перерабатываю материал.
- И ты можешь назвать конкретную «православную» песню?
- Я могу тебе сказать, что альбом «Имярек» цельно был написан по такому принципу, а песня «Колесницегонитель» ведет к самому важному моменту – определению веры. Я стал читать Библию и, когда начал вникать, вдруг обнаружил такой язык, от которого, извини, «обалдел». У меня всегда было пристрастие к трансформации языка, а там содержатся такие вещи, до которых я бы никогда в жизни не додумался. Под огромным впечатлением выписывал из Евангелия, из молитвослова цитаты, которые для меня, как для начинающего христианина, казались фантастическими.
Я с одной стороны человек нетерпеливый, с другой, инертный, что меня очень угнетает, поскольку эти два обстоятельства между собой никак не уживаются. Я все время хочу побыстрее очень важные ответы получить, понимая, что это невозможно. Так пришел к выводу, что пока для меня достаточно определиться с вопросом веры. Но иногда наступают такие моменты, когда я, в совершенно спокойном состоянии пребывая, понимаю, что вера – это нечто отдельное, что это совершенно другая структура. Это и есть ощущение Бога.
- Я недавно в сети посмотрела тот самый клип, где вы втроем с Кинчевым и Шевчуком. Там такое легкое настроение!
- Этот клип каким-то провидением был снят. Там не так все должно было быть. Съемка эта произошла от отчаяния. В тот день у меня был день рождения, 15 октября, и я стоял и строгал какие-то овощи у стола, готовя праздничный обед. Тут Юра позвонил и сказал: "Все. Срочно надо снимать клип, потому что Костя проездом через Питер. Я его встречаю, высаживаю с поезда и едем сразу в Пушкин клип снимать". Мы приезжаем в Пушкин, там какая-то ерунда происходит, ломается аппаратура, телевидение ждать больше не может, техника сворачивается и уезжает. А Юра - экстраверт. Он не держит в себе яда переживаний, он сразу в какое-то действие начинает превращать. В отчаянии у каких-то пацанов, которые бегали там, пытаясь у него автограф взять, он выхватил переносной магнитофон. Говорит: "О! Дайте мне. А то нам не под чего клип снимать". И режиссер, который тоже был наш товарищ и не покинул место съемки, схватил камеру и давай за нами бегать. В итоге получился вот такой клип. И как-то вполне естественно.
- Хорошее видео!
- Да. Хотя песню эту я не люблю. А вообще редко такое бывает, когда мы можем себе позволить, гуляя где-нибудь в парке, снять все это на "Бетакам", которым снимают кино.
- Сейчас вы также общаетесь втроем? Дружба не прекратилась?
- Нет, не общаемся. Очень редко. С Костей мы как-то еще встречаемся. Был момент, когда я к нему в гости приезжал в Москве. А так в принципе каждый со своим заповедником живет сам по себе. Потом, я думаю, это не секрет, но Костю с Юрой наедине оставлять нельзя, потому что они все время о чем-то спорят. В частности, когда касается вопросов веры. Там начинаются всякие жесткие разговоры, что после этого они не общаются друг с другом. Кстати, Костя строго подошел к этому вопросу. Единственное, что он никак курить бросить не может, но, по крайней мере, самые сложные вещи он преодолел, на мой взгляд. А Юра… В общем, у него был период, он воздерживался, а потом опять начал пить. У каждого свои пироги.
- Я где-то в интервью у Мамонова читала, что тяжело дается преодоление старых многолетних привычек.
- Это не привычка. Как привык, так и отвык. А это тебя в плен взяли и не выпускают. От тебя тут ничего не зависит.
- Вы тоже раньше курили?
- Я курил, но это для меня не проблема была, потому что я курил за компанию, как лопух. Как в институт поступил, так и стал покуривать. Но это по дурости, потому что мне никогда это не нравилось. Я знаю людей, которым нравится. Они курят со школы и им это нравится. А мне это никогда не нравилось, я курил исключительно из пижонства.
- Расскажите о своем младшем сыне. Даниил, конечно же, вместе с вами в храм ходит?
- Да. И он в этом смысле без комплексов. Условности неведомы детям. Он там говорит то, что видит. Громко так, во всеуслышание. Иногда очень смешные вещи. Мы как-то стоим с ним. Причастили. Батюшка проповедь говорит, а он не очень любит ждать чего-то.
- Креста, наверное, ждали?
- Да, креста. И Даниил послушал проповедь, послушал, потом устал и говорит: "Папа, ну что ты стоишь?" А мы стоим позади народа, ближе к выходу. Он у меня на руках. Я говорю: "Даниил, мы же ждем, когда люди начнут к кресту подходить. Видишь народ". А он мне в ответ: "Папа, ну иди уже в народ". И для меня это такая символическая фраза была. Я прямо потрясен был.
- У вас так и получается. Выходите на сцену к народу.
- Ну да, я себя как барон Мюнхгаузен за волосы вытаскиваю. Потому что я, правильно кто-то сказал, нелюдимый человек, для меня это тяжелое испытание. Столпотворение, многолюдство. Я вот в небольшой-то компании не знаю как себя вести, а уж когда много народу, вообще теряюсь. Просто выбираю определенную форму поведения и все. Ограничиваю себя.
- И при это вся ваша жизнь связана со сценой?
- Я воспринимаю это как послушание.
- А в творчестве, что изменилось в последнее время?
- Самое главное, что все делается осознанно, потому что раньше больше неосознанного было. Раньше, например, были какие-то вещи, которые я писал, но не понимал, о чем это. Да и потом я с трудом воспринимаю поэзию. Причем, воспринимаю ее не с листа, а с чужих уст. Когда кто-то хорошо читает стихи, меня это впечатляет.
- Если говорить о поэзии и о поэтах, в частности, то, может быть, вы расскажите, насколько хорошо в последнее время вы общались с Ильей Кормильцевым?
- Периодически встречались в Москве, иногда он приезжал в Питер. Но у него уже круг деятельности сменился. Он больше издательством занимался. Все музыкальные эксперименты к тому времени закончились, хотя его супруга профессиональная певица. Она поехала учиться в Лондон. И Илья поехал с ней. Чем занимался Илья в Лондоне я плохо себе представляю. Оттуда мы общались по электронной почте, а из больницы по смс. И когда Илья умер, все это время рядом с ним был человек, по вероисповеданию мусульманин. Больше рядом с ним никого не оказалось, ни жены, ни родных, ни близких. Его хоронили в Москве. Отпевания не было. А на кладбище пришли какие-то люди, совершили с ним мусульманский обряд и похоронили его.
- А Вы были на похоронах?
- Нет. Я потом делал заочное отпевание и отвез землю на могилу.
- В завершении нашей беседы, что Вы можете пожелать всем, кто будет читать это интервью?
- Я могу только одно пожелание сказать. Самое трудное. Надо верить! Потому что все трудности, от которых мы страдаем, это всё мнимые трудности, всего лишь повод, чтобы оправдать свое нытье. У человека по природе есть лукавая потребность поныть, и ради этого повода мы и придумываем себе псевдотрудности. А ведь это житейский мусор. И среди этой суеты, самое трудное - это верить, любить и надеяться. Я вот, например, до сих пор не могу найти ответ на вопрос - как это не унывать? Мне никто не может ответить на него. А при этом "не унывать" - это составляющая часть понимания веры. Это целый комплекс, в котором себя нужно блюсти. Мне кажется, что мы сейчас находимся на рубеже, когда конфеты закончились, привлекать больше никого не нужно. Как вот с нами было в русском роке, мы успели проскочить в щель закрывающегося занавеса и после это пошли всякие "звери" и "насекомые". Так и здесь, лучше не упускать: пришла мысль о вере, хватайся за нее - держись. Сегодня все настолько сурово происходит, что мы даже и не представляем себе всей глубины.
Newzz