Да неправильное это покаяние, Андрей! Вот в чем фокус! Невротическое, а не христианское!
Если бы апостол Петр остаток жизни вот так "бил главой о сруб светлицы" из-за своего предательства - христианства вообще бы не было. Если бы апостол Павел, в прошлом соучастник массовых убийств христиан, повел себя также, как главный герой "Острова" - христианства тоже не было бы!
Христианское покаяние жизнеутверждает, а не подавляет человека. Смирение и покаяние не значит невротических стенаний на тему "себя-сволочи" в течение 50 лет. Каяться и заниматься самосъедением - разные вещи!
Помнится, читала одну замечательную книгу на тему покаяния. Там очень хорошо разграничивалось "покаяние Петра" и "покаяние Иуды"...
Андрей Дамер Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
7 Dec 2007, 17:55
Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-07 14:53):
Ты как-то совсем забыла, что в фильме Лунгина показан монастырь (элементарно же). Хотя бы уже поэтому отсылка к апостольским временам не вполне корректна. Монашество появилось спустя три-четыре века после апостольских времен.
Монашеская жизнь не связана исключительно с миссионерством, не ограничивается одной экспансией, она гораздо богаче, разнообразнее: в нем есть место и уединенной молитве, и плачу, и радости...
О. Анатолий не просто монах, а отшельник, почти юродивый. По фильму у него есть и дар прозорливости, и чувство юмора, и ум. И
работа есть. Он совсем не подавлен. Просто тебе этого не видно.
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-07 17:55):
Мне все видно, Андрей. Разгадку сам о.Анатолий дал, в разговоре с игуменом: "Чуть не святым меня сделали. А какой я святой? Мира нет в душе..." Он сам говорит о том, о чем я тебе говорю: душевно он раздавлен чувством вины. Много лет борется с ним, кается, изнуряет себя, а толку нет - вина всегда с ним черным камнем на шее. Оттого, что Господь его не простил? - нет, конечно же. Оттого, что переживание вины у него выросло в невроз.
Монашество или апостольство - здесь вообще неважно. Важна личность апостола Петра, его покаяние, покаяние Савла. Они не были раздавлены виной, не растратили жизнь на поиск "мира душе". Разница не в образе жизни, а в мышлении, в подходе к проблеме.
Андрей Дамер Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
8 Dec 2007, 21:36
Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-08 11:01):
У тебя какое-то странное и навязчивое желание киноперсонажу поставить медицинский диагноз (невроз)… Но ведь ты даже не доктор.
Дар прозорливости, чувство юмора, ум и трудолюбие отца Анатолия исключают понимание его как невротика с «черным камнем на шее».
Разгадка фильма, на мой взгляд, в одном из эпизодов (не в начале ли?), когда о.Анатолий ходит по острову и читает Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»…
В фильме чувство вины преображает о.Анатолия. «Грехи давят» только потому, что «страшно перед Господом стоять». И «мира в душе» героя нет, но и не может быть: простить смертный грех сам себе человек не вправе.
Поэтому вполне логична концовка. Происходит чудо (с т.з. главного героя): оказывается, что Тихон выжил. После этого, если помнишь, у отца Анатолия «в душе ангелы поют». Бог его простил (по молитве).
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-08 21:36):
Абсолютно согласна. и с тем что первый эпизод фильма самый сильный и в нём разгадка... и в том, что Бог о. Анатолия простил и подарил жизнь Тихону. Фильм потрясающий.
Андрей Дамер Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
8 Dec 2007, 22:46
Ответ нику Morita (2007-12-08 21:51):
Фильм интересный, во многом знаковый. Хорошие актеры... Думаю, что они вытягивают 50 процентов фильма. Еще 25% - православие (образы монахов, их жизнь, тема покаяния). А оставшиеся 25 - посредственны.
Я имею в виду сюжет, сценарий. Как-то неоригинально, надуманно. Я не вижу логичной связи между предателем и о. Анатолием...
Как-то поверхностно. С одной стороны, герой так или иначе должен был на себя в милицию заявить. С другой - в этом случае была бы слишком явная цитата из Достоевского (Раскольников).
Не убийство, а что-то другое гармоничней смотрелось бы в фильме. Но не знаю что.
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2007-12-08 21:36):
Я не доктор, но в духовной жизни кое-что смыслю. Поэтому и говорю: его покаяние далеко от христианского. Дар прозорливости и пр. чудотворения не являются признаком духовного благополучия, ибо Бог творит чудеса и руками грешников. Мира в душе у него нет? Нет. Он сам это признает. Мучает его вина 50-летней давности? Мучает. И преображает его не в святого ("какой я святой? мира нет в душе"), а в почти сумасшедшего, которого только Сам Господь смог исцелить и освободить.
"Ангелы в душе запели" - это прекрасно. Только ведь Бог прощает грех в первую же секунду раскаянья! И ангелы начинают радоваться об грешнике кающемся сразу же, как только грешник осознал свой грех и ужаснуся ему! А не тогда, когда ты, наконец, услышал пение ангельское...
Нет смысла всю жизнь самосъедением и самоуничтожением заниматься - гордыня это (это не я сказала, а все древние подвижники говорили). Если Бог простил (отпустил), то какое право ты имеешь держаться за этот грех? Ты не умнее Бога, и если Он прощает, то и ты должен себя простить! Отпусти, оставь в умственной памяти - для собственного назидания и смирения, а сердце освободи, очисти и - снова в дорогу. Вот это христианство. Вот это действительно преображает.
Про невроз, кстати, тоже не я придумала, а специалисты, которые одновременно и священники, и психиатры.
Андрей Дамер Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
9 Dec 2007, 21:06
Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2007-12-09 10:40):
О. Анатолий не считает себя святым. Но когда святые считали себя таковыми? Впрочем, и режиссер тоже, по-моему, не считает своего героя святым. Хотя по жанру, как он сам признается, это житие. За основу были взяты жития преп.Серафима Саровского и др.
Ты не принимаешь покаяние о.Анатолия как христианское. Я принимаю (и многие православные священники). Безусловно и безоговорочно. Причем для меня совсем не важно святой-не святой о.Анатолий... По-моему, не об этом фильм.
Интересно другое. На мой взгляд, наши позиции всего лишь обнажают духовную пропасть между православием и католичеством (в молитвенном опыте: "чувственное католичество" и "невротическое православие"). Это, конечно, трагедия. Но это так.
Очевидно, что для преодоления этой пропасти нужно малое: увидеть в другом частицу Христа...
Такие фразы как "почти сумасшедший", "невроз", "самосъедение", "самоуничтожение" и тп нельзя назвать добросовестной критикой (абсолютно к герою не относятся) и звучат как оскорбления (вольные или невольные).