|
Статья: Немного самокритики |
МАРИЯ
Москва
| 9 Jan 2011, 20:20
МАРИЯ: Немного самокритики
И снова о наболевшем
|
Андрей Дамер
Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
| 21 Jan 2011, 19:08
Лев Николаевич Толстой: «русский мужик поет с убеждением, что главное в песне слова, а музыка только так, для ладу».
ЦОЙ:
Хочу, чтобы люди на западе поняли, что это не что-то такое проходящее. Это часть русской культуры, которую уже никуда не выбросишь.
Меня, в принципе, музыка, особенно эстрадная, не очень интересует. Меня интересует музыка, как социальное явление. И единственной такой музыкой сейчас является рок-музыка. Поэтому это единственная музыка, которая на самом деле массовая, которая на самом деле народная.
Рок-музыка может исчерпать себя только как социальное явление, как явление, которое уже просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким, как джаз, просто музыка, а не что-то больше. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-нибудь другим.
С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что это музыка является целиком заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая музыкальная форма, и еще – это музыка, которая остается социальным явлением, это массовое народное искусство.
…В принципе, рок-музыка в социальном плане – вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях.
– Рок. – Это вообще не музыка. Это социальное явление, прежде всего. Это образ жизни. Музыка это так, способ выражения. Это могла бы быть и не музыка, а что угодно другое.
Я думаю, что русский рок – это выражение оригинального течения мысли, рожденного в политических условиях, в которых мы живем. Если мы адаптировались к западному звучанию, то это потому, что наш мир похож на ваш (интервью французскому журналу – прим.сост.). Те же мертвые пригороды, промышленные зоны, тот же мир бетона и асфальта. Вот, что определяет грядущие музыкальные вкусы. Вначале группы копировали англичан и скандинавов, и многие отказывались петь по-русски. Это закончилось. Никто теперь не отрицает национальный характер нашего рока. Даже если поклонник до сих пор напоминает западного. Сегодня есть такие группы, которые используют аккордеон в своем исполнении.
В нашей рок-музыке много подражательного. Слишком много. А я считаю, что коль скоро музыка эта сочиняется в России, то хоть какие-то элементы русского фольклора присутствовать в ней должны
Мне кажется, что песни, тексты, которые я пишу – они очень многозначные, очень ассоциативные, могут рассматриваться с очень многих углов зрения и каждому человеку могут дать то, что он хотел бы взять из этой песни. И песни – о жизни, о любых проявлениях жизни, которые я замечаю, и о людях, о психологии человеческой. Несмотря на то, что мои тексты написаны под влиянием моего личного опыта и собственных впечатлений, тем не менее, я – представитель своего поколения, и, вероятно, выражаю опыт и впечатления всего поколения в целом. Если брать даже то поколение, к которому принадлежу я и Юра (Каспарян – прим. сост.), то всё равно мы родились при разных условиях. Естественно у нас по-разному сформирована психика и мировоззрение. Именно вот эти отличия могут быть интересны для западной публики, равно как и нам интересно то, что происходит на Западе.
…Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что тексты доминируют над музыкой. И это, в принципе, единственный путь для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при современном уровне развития воспроизводящей, звукозаписывающей техники мы не можем конкурировать с западными музыкантами, которые имеют возможность записываться в специальных студиях, делать музыку гораздо более качественную… А если бы у нас еще и тексты были слабые , то нас бы просто никто не слушал.
Просто пою о том, что происходит вокруг меня, что, на мой взгляд, волнует сегодня молодежь. Мне кажется, это главное, а не стиль.
до конца оценить наши песни могут только слушатели, понимающие язык, на котором эти песни созданы. Как я уже сказал, это, прежде всего, слушатели нашей страны. |
Резюме:
"Сравнивая музыкальную культуру, сложившуюся под влиянием Восточной Церкви с музыкальной культурой, сложившейся под влиянием Западной Церкви можно выделить в ней ряд характерных особенностей. Главная особенность состоит в том, что слово (смысл) является основным фактором, формирующим музыкальную структуру. Мелодия, ритм, гармония всегда подчиняются тексту или замыслу. Отсюда в русской музыкальной культуре наблюдается преобладание вокальных жанров. Именно в области вокальных жанров вклад русских композиторов в мировую музыкальную культуру является и наиболее значимым. На Западе же в музыкальной культуре на первое место ставится му-зыкальное начало. Там мы наблюдаем преобладание инструментальной музыки над во-кальной. Причем там, где музыкальная культура развивалась под влиянием католичества, композиторы еще отдают значительное предпочтение вокальным жанрам. Там же, где му-зыкальная культура находится под влиянием протестантизма, заметно преобладают инст-рументальные жанры. И все эти особенности музыкальной культуры, несомненно, воз-никли под влиянием определенной аскетической практики и догматического вероучения" (из статьи священника Владимира Соколова "Аскетика и музыкальная культура").
|
|
МАРИЯ
Москва
| 22 Jan 2011, 10:54
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2011-01-21 19:08):
ЦОЙ:
"Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна. А вообще я стихов не пишу, только песни"
"Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это назвать? Автор исполнитель? Я член группы "Кино""
"-Публиковать свои собственные стихи?
-Нет, я считаю, что они должнв звучать вместе с музыкой, вернее, даже с группой"
"-что важнее - текст или музыка?
-Равнозначно"
"Понимаете, поэты - это поэты. А я не поэт, я песни пишу. Сравнивать смысла нет. Я считаю что мои тексты не могут существовать без потери в отрыве от музыки. Они рассчитаны на музыку, написаны вместе с музыкой"
А цитата из статьи священника это как всегда стремление присвоить церкви авторство всего, что только возможно присвоить. рок-музыка не формировалась под влиянием ни восточной ни западной ни какой либо еще церквей, это во-первых. Она формировалась под влиянием различных культур, музыкальных традиций, совершенно далеких друг от друга.И вообще это явление интернациональное и японский рок, к примеру, не формировался ни под влиянием никакой церкви.
Во-вторых, и на Западе и у нас рок-музыка была в определенные моменты социальным явлением и стилем жизни. В третьих, это понятно, что Цой считал ее частью русской культуры. Потому что с некоторыми оговорками русская культура - часть европейской, и рок-музыка нам в определенном смысле близка, как представителям европейской культуры в целом.
И,наконец, в четвертых -
То что заносится оптом в стиль "русский рок" - это достаточно неоднородные по стилю исполнители, имеющие мало что общего между собой. И отсюда идет музыкальная безграмотность.
То что текстовая составляющая превалирует - это явление временное и даже не ко всем представителям старшего поколения рокеров применимое. А тем более к Цою, который свои тексты вообще отдельно не рассматривал.
А еще бы я советовала поинтересоваться текстами западных рок-групп, в частности пост-панковых. Ян Кёртис. к примеру, признан как хороший лирик.
|
Андрей Дамер
Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
| 25 Jan 2011, 09:18
Ответ нику YUKI (МАРИЯ) (2011-01-22 10:54):
Конечно, если это песня, то и музыка имеет значение. Но Цой нигде не говорил, что музыка важнее. Цой чаще говорил о значении текста для понимания песни, а не музыки. А то что тексты его песен теряют в отрыве от музыки - это правда, т.к. в текстах есть серьезные поэтические и логические недостатки, а иногда и просто ошибки.
«И внезапно в вечность вдруг превратился миг» -
стилистическая ошибка: "внезапно" и "вдруг" повторяются; логическая ошибка: миг не может превратиться в вечность, т.к. он ограничен временем, имеет начало и конец; а вечность по сущности, по определению неизменяема, не превращается, и вообще вне времени, без начала и конца.
В статье священника ничего не говорится о рок-музыке.
Рок-музыка формировалась под под влиянием различных культур, музыкальных традиций, совершенно далеких друг от друга. Всё так.
Но эти культуры и музыкальные традиции в свою очередь были сформированы католицизмом, протестантизмом или православием. Вот об этом говорит священник. И это так.
|
МАРИЯ
Москва
| 25 Jan 2011, 22:23
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2011-01-25 09:18):
Но Цой нигде не говорил, что музыка важнее |
И я не говорю. просто все разбирают тексты песен как будто это не тексты песен а какието прям философские трактаты.
А то что тексты его песен теряют в отрыве от музыки - это правда, т.к. в текстах есть серьезные поэтические и логические недостатки, а иногда и просто ошибки.
«И внезапно в вечность вдруг превратился миг» - |
Оой, вы опять со своим занудством филологическим и формальнологическим. Логика и придирчивость конечно нужны, но все должно быть в меру. Одна единственная речевая ошибка, и все. Скорее исключение, чем правило. А искать логические ошибки в текстах песен - глупо.. Оксюморон - это стилистический прием, а не ошибка. Если кому то неведомо, что это придает художественную выразительность произведению, это не проблемы автора, это недостатки в позиции критика.
|
МАРИЯ
Москва
| 25 Jan 2011, 23:47
Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2011-01-25 09:18):
Но эти культуры и музыкальные традиции в свою очередь были сформированы католицизмом, протестантизмом или православием. Вот об этом говорит священник. |
Африканская музыка, легшая в основу рокенролла, сформирована христианством?Клево,не знала.
А что еще изобрели христиане? Письменность. цивилизацию и ракету?
|
Андрей Дамер
Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
| 27 Jan 2011, 12:30
Ответ нику YUKI (МАРИЯ) (2011-01-25 22:23):
А искать логические ошибки в текстах песен - глупо.. |
Почему?
Оксюморон - это стилистический прием, а не ошибка. Если кому то неведомо, что это придает художественную выразительность произведению, это не проблемы автора, это недостатки в позиции критика. |
Не вижу здесь оксюморона, но соглашусь, что это придает художественную выразительность. Но от этого логическая ошибка ни куда не делась. Ошибка осталась.
Африканская музыка, легшая в основу рокенролла, сформирована христианством? |
Нет, скорее язычеством. Хотя в Африке христианство есть. Такого рода ритмы - это самое примитивное, что есть в музыке. Что-то около плинтуса.
А что еще изобрели христиане? Письменность. цивилизацию и ракету? |
Письменность, цивилизацию - да. Особенно в России, но не только. А ракету на тот свет с собой не унесешь.
|
|