На главную!
Да здравствует жизнь, как она есть.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК
  Модераторы: Morita, Diana
  Автор статьи: Андрей Дамер
  Оффтопов: 35

Комментарии

Добавить сообщение  

стр.1 из 10
  
Статья: Троллейбус, который идет на Восток?
Андрей Дамер
Если любите Меня, то соблюдите Мои заповеди
10 Mar 2009, 20:01

Андрей Дамер: Троллейбус, который идет на Восток?

В настоящем очерке рассмотрен вопрос о влиянии восточной культуры на Виктора Цоя. Слишком часто преувеличивают степень этого влияния. Но прежде чем можно будет подробно остановиться на песнях Виктора Цоя, не лишним будет напомнить биографию рок-музыканта.

 
МАРИЯ
Москва
11 Mar 2009, 10:52

На самом деле, как раз таки дзэн-буддизм, весьма популярный среди рок-тусовки и пропагандировавшийся БГ, сам по себе и подразумевает ироническое отношение и к жизни, и к самой религии в целом. Ни христиансву, ни исламу такие вещи не свойственны. Очень часто в восточной, особенно в японской культуре (которая близка к корейской и заимствовала из нее многое) человек, кажущийся для других "посмешищем", дураком и циником, оказывается будущим воплощением Будды (как, например Хотэй, который был не прочь выпить вина и поухаживать за женщинами, а оказался воплощениме Майтрейи - Мессии). Кстати говоря, это прослеживается и в русских сказках:именно "дурак" оказывается в сказках...самым умным!
Однако это, конечно, не значит, что Цой был приверженцем этой религии. Просто психологами давно уже доказано, что генетически передается не только внешность, но и культура, и менталитет человека. И буддизм также давно уже стал частью менталитета всех стран Дальнего Востока, впитавшись в культуру тех стран, куда он пришел. Поэтому в характере Цоя, как мне кажется проявились те черты и восточных, и русских людей, которые могли сочетаться в его мировоззрении. И нельзя с точностью говорить, что вот этого в нем не было , а это вот было, что вот он весь чисто русский или чисто восточный человек. В нем было очень много всего.
А что касается "троллейбуса, который идет на восток", я придерживаюсь мнения, что под "востоком" понимается все таки Советский Союз, и там говорится о том, что люди ,которые строят этот призрачный "социализм" сами не понимают в этом ни черта, и большинству людей непонятна и неинтересна эта идеологическая истерия...В "Троллейбусе", по моему мнению, подразумевается пассивность, бездействие и забота о собственной выгоде большинства как "простых" советских людей, так и начальства , которая скрывается за лозунгами и маршами. И все с одной стороны, понимают, что это-путь в никуда, а с другой стороны, не могут уже остановить эту машину.

 
MisterX
11 Mar 2009, 15:41

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2009-03-10 20:01:09):

Неправильная формулировка, не влияние культуры, а влияние восточных корней!!! Был бы Цой полностью русским не было бы ни какова влияния восточной культуры!!! Это влияние было вполне естественным и по другому быть не могло наверно!!!

 
МАРИЯ
Москва
11 Mar 2009, 16:16

Также мне пришла в голову и мысль, что Цой иронически относился не к самому буддизму или даосизму, а к его формальным признакам и к тому, что многие люди, совершенно не разбираясь в самой сути философии или религии, любой, неважно, восточной или западной, прельщаются формой, символикой или чем-то еще. То, что Цой не принимает в буддизме формы, не значит, что он не принимает каких то взглядов этой философской системы, которые ему близки. Как раз таки и ироническая песня Ситар играл - о том, что большинство людей в принципе не может понять и принять саму суть восточных религий и философии, оно может только поверхностно увлечься экзотической атрибутикой всего этого и использовать ее утилитарно, например, Книгу Перемен только для гадания, а буддизм - только для спасения своей души в будущей жизни. Наверняка Цой знал формулу дзэн-буддизма о том. что"форма - это пустота". И он естественно, смеялся над теми людьми, которые подвергшись модному увлечению этими самыми восточными религиями и философиями, не видит за деревьями леса, сути самих этих учений. А в его песнях намного больше именно сути Востока - лукавого, неоднозначного и парадоксального, чем в песнях, например, БГ, где присутствует как раз таки в основном только формализм: имена, отсылки к мифологии и мистике, но не более того.
И если в двух последних альбомах Цоя и в мелодике, и в текстах очень ярко проявилась "русская" сторона его души, то в "Группе крови" отразилась сторона "восточная": борьба противоположностей, знаки огня и воды, принцип недеяния, отказ от всего суетного и эфемерного, самоирония и т. д.
И как раз в "Группе Крови" и последующих песнях Цой и не позволяет себе никаких имен и отсылок к индуизму, буддизму и чему либо еще, потому что это для него было бы слишком пошло, мишурно и очевидно. Ведь форма - это пустота. Поэтому Цой не использует форму, он привносит в свои песни СУТЬ Востока, и той части своей души, которой у него отнять нельзя.

 
AlexandrM

11 Mar 2009, 16:34

Мы не в праве что-то такое анализировать. Мы просто чувствуем. В Викторе присутствовало что-то в том или ином количестве, а мы просто что- то ощущаем. Потому до сих пор слушаем его.

 
Morita

11 Mar 2009, 17:29

Ответ нику MisterX (2009-03-11 15:41):

Был бы Цой полностью русским не было бы ни какова влияния восточной культуры!!!


ерунда. БГ полностью русский и что? нет никакого влияния восточной культуры? ещё массу примеров из питерской тусовки могу назвать - русские люди при этом очень увлечённые восточной культурой.

 
Morita

11 Mar 2009, 17:30

Ответ нику AlexandrM (2009-03-11 16:34):

Мы не в праве что-то такое анализировать.


человек не в праве оскорблять другого человека, а анализировать не только может, но и должен! если, конечно, не хочет всю жизнь овощем прожить

 
Lapoul
Москва

11 Mar 2009, 18:48

Ответ нику YUKI (МАРИЯ) (2009-03-11 16:16):
Мария, я зачиталась Спасибо, очень здорово расписано.

 
Morita

11 Mar 2009, 19:08

Ответ нику Lapoul (Lapoul) (2009-03-11 18:48):

согласна И Андрею большое спасибо и Маше - очень интересно.

Просто ещё такая мысль вдогонку - ироничное отношение Виктора к восточным религиям и друзьям, которые не в силах их понять и осознать, а увлеклись лишь символикой и т.п. Наверное так и было, но не будем забывать, что все они тогда были юными и постигнуть премудрости восточной философии вряд ли могли. К некоторым друзьям Виктора это пришло сейчас, люди действительно увлечены, получили даже образование по восточным философиям и всё это является неотъемлемой частью их жизни - с регулярными поездками в Индию, Тибет и т.д. Почему то уверена, что и Виктор был бы сейчас этим увлечён

что касается семьи Виктора, то ни разу не слышала от Валентины Васильевны о восточных религиях или философиях - в смысле, что эти вопросы обсуждались в семье. при первой возможности - уточню. Вот кухня восточная - да, это точно было всегда и есть до сих пор. Блюда острые и необычные для русских людей, но очень вкусно

 
libby-dancing-s
Beer-Sheva
11 Mar 2009, 20:23

Ответ нику ЮКИ (МАРИЯ) (2009-03-11 16:16):
Спасибо огромное, наконец-то нашёлся некто, кто ясно и хорошо выразил мои путаные мысли
Именно "бесформенность" (которая, как известно, содержит все возможные формы, как У-Цзи содержит в себе "всю множественность вещей" в непроявленном состоянии) и создаёт ту потрясающую свободу каждого услышать в песнях Цоя что-то своё. Песни именно по сути своей близки к хокку- и возможностью "дописать", "дослышать" на свой лад, и красотой обыденного, в которой вдруг открывается иной смысл. И особым подходом к песням, как к своего рода путевым заметкам. Искать в цитатах какие-то конкретные вещи, на мой взгляд, так же бессмысленно, как разгадывать коаны с помощью интеллекта. Весь смысл коана в том, чтоб завести интеллект в тупик
Я полностью с тобой согласна, что Восток (а именно дзен) настолько глубоко присутствует в Викторе, что совершенно не нуждается в цитатах. Это-его суть. Безграничная свобода (кстати, я практически уверена, что он читал "Круг без окружности" Брюса Ли, который является квинтессенцией буддизма в абсолютно харизматичной Брюсовской интерпритации), одиночество воина ("Сокрытое в листве"- по ощущению очень близко к альбому "Звезда по имени Солнце"), печаль, красота этой печали..
Достаточно открыть томик Басё, чтобы увидеть общие корни "путевых заметок" обоих авторов.
П.С. У меня такое (ошибочное?) чувство, что Дамеру страшно важно сделать Цоя русским. Зачем? Именно смешение кровей всегда давало такие "урожаи талантов" в России.

 
Добавить сообщение На страницу  1 2345678910
Текущие дискуссии в форумах
Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
Использование материалов
без разрешения авторов запрещено

Яндекс.Метрика

Загрузка страницы 0.017846 сек.