На главную!
Рабство - это страсти и непомерные, нарастающие как снежный ком желания удовольствий.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Алисомания в "церковном дворике" или о "православном роке".


Антон Тарасюков, 26.08.2011
Мы не можем согласиться даже с тем, что пользой от «православного рока» является переход на него поклонников сатанистских рок-команд. На наш взгляд, следует настаивать на полном отказе от рок-музыки. В случае с «православными» коллективами у них отобьётся очень надолго (если не навсегда) стимул бросать рок-музыку, вдобавок им прививается восприятие Православия на чувственно-эмоциональном уровне в извращённом и демонизированном виде.

«Православный рок» – явление, порождённое рок-музыкой и «рок-миссией». Что скрывается за сим абсурдным словосочетанием? Направление музыки, обладающее истинной духовностью, ведущее ко спасению? Нет, данное понятие подразумевает творчество рок-исполнителей, обратившихся в Православие, однако продолжающих играть рок, под тем предлогом, что через своё занятие они доносят до слушателей веру во Христа. Назовём следующие имена: Константин Кинчев (группа «АлисА»), Юрий Шевчук (группа «ДДТ»), Роман Неумоев (группа «Инструкция по выживанию»). Настоящий разбор посвящён «Алисе», рок-группе, наиболее популярной в церковной среде.

Константин Евгеньевич Панфилов (Кинчев), лидер группы, преодолел труднейшие препятствия на своём пути к воцерковлению, был язычником и оккультистом, доходя порой до сатанизма. Кардинальные перемены во взглядах не могли не отразиться на творчестве, где-то в середине 90-х в песнях начинают появляться православные мотивы. Сейчас Кинчева представляют как автора православных и патриотических произведений, а возглавляемую им «Алису» – как уникальный феномен «русского рока», альтернативу нехристианским рок-группам. «Православного рокера» приводят как пример того, что рок можно обращать во благо, и опираясь на это, требуют пересмотра отношения к рок-музыке вообще. Сцена, на которой выступает Константин Кинчев, нередко становится площадкой для «проповеди». На него возлагают надежды вплоть до приведения молодёжи в Церковь; называют миссионером, а его деятельность – проповедью.

Приведём отзывы «рок-миссионеров». Игумен Сергий (Рыбко): «Творчество Константина Кинчева – это настоящее православное искусство». «Его… вполне возможно и допустимо слушать православному человеку», – заключает о. игумен. Диакон Андрей Кураев открывает иную сторону «Алисы»: «Песни Кинчева – это протест против потребительства. Материализма. Банального примитивизма. Беспросветный оптимизм – вот их главный враг, я думаю». В своей апологии о. диакон доходит до того, что объявляет Кинчева «современным юродивым», но «юродивым не среди христиан». «Он юродствует среди рокеров (которые, в свою очередь, юродствуют среди обывателей (?! – А.Т))». Один батюшка (о. Николай Денщиков из Иркутстка) заявил, что молодёжь должна воспитываться на песнях рок-группы «АлисА».

Но неужели всё так идиллично и безупречно? Можно ли приспособить под себя среду, чей девиз «Секс, наркотики и рок-н-ролл»? Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы (Мф. 7:16)? «Православный рокер» – каково это? Убеждают: любая профессия хороша. Однако существуют такие профессии, как проститутка, вор-карманник, наркоторговец, наёмный убийца. От Бога ли они? И значит надо рассмотреть «православную» алисоманию несколько глубже.

Всевозможные дискуссии по теме, как правило, осложняются из-за причин, о которых не могу умолчать. Ситуация, возникшая в церковной среде, аномальна. Она аналогична ситуации, сложившейся в либеральной Европе, когда «дискриминируемые» группы (национальные, религиозные), получив «равные права», превратились в привилегированное и дискриминирующее властное лобби. У нас то же с рокерами (не в обиду последним). «Миссионеры» рок не просто легализовали, они его сакрализовали. Вокруг «Алисы» в православных кругах вообще сформировался культ. Кинчев априори всё делает правильно. Критика рок-музыки непременно означает, что миссия «страшит врагов Церкви». Замечания изнутри Церкви заглушаются согласованным хором поклонников рока, хиппи и т.п. маргинальных явлений; применяется широкий набор средств, чтобы заткнуть рот оппонентам. Глубокое и детальное обсуждение, к сожалению, встречается нечасто.

Итак, перед нами рок-группа, которую православным не просто рекомендуют, а рекламируют, навязывают, в особенности молодым. Мы должны серьёзно подойти к делу, ответственно проверить, насколько она православна. К тому же, «православный рок» ставит ряд вопросов и проблем.

В первую очередь неизбежно и неисправимо нарушение первой и второй заповедей со стороны фанатов рок-идола. Первая заповедь гласит: Слушай, Израиль, Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из Египта; да не будет у тебя богов, кроме Меня (Исх. 2:2-3). Вторая заповедь: Не сотвори себе кумира (Исх. 20:4). У «Алисы» помимо остальных фанатов есть фан-клуб «Армия Алисы», состоящий из алисоманов, которые веруют сначала в Константина Кинчева и его группу, потом – во всё остальное. И это не преувеличение. Поклонники покупают одежду, украшения с символикой и изображениями рок-группы, завешивают стены постерами, коллекционируют материалы, связанные с объектом поклонения, и так далее. Дай Бог, чтобы те из них, которые пришли в Церковь, потому что это сделал их кумир, вникли в Православие и расстались с «Алисой». Кинчев сам порой не в восторге: «А вообще, идеология любого «неформального объединения» базируется на подменах истинных ценностей… И оголтелая алисомания – это ягода того же поля» (www.alisa.ru). Так зачем давать людям повод для вхождения в смертный грех?

Господь сказал фарисеям: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть: «дар Богу») то’, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили (Мк. 7:9-13). Чем лучше мы, когда отменяем основную заповедь ради «миссии»?

О. Сергий (Рыбко) фактически легализует музыкальный фанатизм: «Слепотствующий мир… почти всегда обвиняет святых в фанатизме. Подобно тому, как обвиняют в фанатизме, например, фанатов Алисы, но ведь фанаты – не фанатики, скорее фанатики, в своей ограниченности, – это обвинители».

На одной «проповеди» диакон Андрей Кураев обещал рокерам: «Если вы будете любить друг друга, то однажды вы сможете поговорить с Виктором Цоем. Лет через сто, сидя на облаке и свесив ножки, вы сможете друг друга называть по имени. Вы тогда вдоволь поговорите и с Юрием Шевчуком. И с Константином Кинчевым. И с Вячеславом Бутусовым». Комментарии, как говорится, излишни. Неужели Христианская проповедь любви к ближнему нуждается в том обосновании, что рок-фанат встретится в загробной жизни со своим кумиром?

В виду означенной проблемы нашей целью является не завзятая критика «Алисы», а анализ различных аспектов творческой деятельности группы, чтобы выяснить насколько она соответствует Православному христианству. Для удобства исследования творчества Константина Кинчева условно выделим сначала его «внешнюю» сторону (концерты, логотип, прочее), а затем «внутреннюю» (идеология).

«Чёрно-красный мой цвет, но он выбран, увы, не мной» (песня «Воздух»). Встречает нас «АлисА» кроваво-тёмными тонами, в которых выполнены логотип и официальный сайт группы (www.alisa.ru). Первая и последняя буквы «А» в названии коллектива рисуются в виде пентаграмм.

Перейдём к такому важному действу как рок-концерты. Здесь даже многие благосклонные к «Алисе» люди покачивают головами. Для описания происходящего там расскажу о своей встрече с Кинчевым и его группой, ярко запечатлевшейся в моей памяти. Тогда я только начинал воцерковляться и ещё с удовольствием слушал рок-музыку.

Итак. Сцена, полумрак. Стоит мужчина с обнажённым торсом в коротких шортах и в сапогах. Ударник начинает отбивать откровенно шаманские ритмы, тот трясётся соответствующим образом, напоминая языческого жреца. Далее в ход вступают жесткие гитарные риффы, и наступает полный «отрыв». Настаёт черёд вокалиста в шортах, который что-то рычит в микрофон, слов почти не разобрать. Песня завершается возгласом «Мегазвезда!» Сие была запись концерта Константина Кинчева и группы «АлисА», клип на песню «Антихрист». Помню, у меня даже мысли не возникло, что это «православный рок», подумал об абсолютно противоположном. Или ещё видеоряд: Кинчев как бы в конвульсиях бьётся у микрофона, периодически выкрикивая «Мы – вместе!»; с того же выступления. Однако, как относится к этому сам православный музыкант?

Ответ получаем в песне «Иго любви»: «Я танцую в центре огня. Так раскаленный металл перерождается в крест». В начале песни «Танцевать» Кинчев как бы извиняется перед Творцом за сценическое поведение: «Как просто стать пеплом, танцуя в центре огня. Но, Боже, как радостно видеть зрачки дарящего залп… Я вырос на пепелище. Я ли в том виноват?»

Архимандрит Рафаил (Карелин) как-то в одном из ответов на вопросы высказал поразительную вещь, что человек, погружённый в рок-культуру, может воспринять Небо как ведьмин полёт на метле, либо как наркотическое отключение сознания. Это удивительно подтверждают следующие строки:

Здесь стены дарили лишь стены,
А асфальт – только асфальт,
И только крыши дарили мне небо,
Крыши учили меня танцевать.

Есть ли разница: смотреть на небо, стоя на асфальте, или делать то же, находясь на крыши? Думаю, нет. Чем мы выше от земли, тем мы ближе к Небу? Тем более нет.

Получается, «отрываться по полной программе» – это приближаться к Небу! После чего не удивительны следующие строки, которые смутят даже далёкого от Церкви человека.

Танцевать, когда падает снег,
Танцевать, когда падают птицы.
Танцевать, когда солнце в лицо,
Танцевать, когда траур на лицах.

Танцевать на пьяных столах,
Танцевать на могилах друзей,
Танцевать и не помнить, не помнить о ней,
Танцевать и молиться,

Танцевать всё теплей и теплей,
теплей и теплей,
теплей и теплей…

Происходящее в зале Кинчевым не просто одобряется. Вакханалия, совершающаяся на рок-концерте, расценивается в качестве коллективного катарсиса; слияние рок-музыкантов и аудитории в единое целое во всеобщем экстазе – это своего рода «духовный» прорыв. Песня «Стать песней»:

Фаера движением вверх!
Радостью пульсирует зал!
Мы, словно искры огня, вместе!
Только оставаться живым,
Фальшью не ослабить накал,
И уйти к началу начал Песней!

Однако несмотря на весь оптимизм Кинчева в данном отношении, ситуация на концертах «Алисы» оставляет желать лучшего. Там систематически происходят драки, зрители приносят с собой пиротехнику и активно применяют её во время выступлений, по окончании их толпа порой идёт сметать всё, что встанет на пути. Рассказ участника форума «Русской народной линии»: «У нас выносили с кинчевского концерта в Петров пост. Приплюсуем драки и одно убийство после концерта».

Это, во-первых, говорит о небогоугодности данного рода мероприятий, во-вторых, отчётливо показывает, на какие слова, действия, поведение провоцирует, в какие состояния вводит так называемый «православный» рок. Один разочаровавшийся в Кинчеве поклонник писал бывшему кумиру (www.alisa.ru): «Меня всегда удивляло, что в своих песнях ты проповедуешь любовь, братство, добро, а после твоих концертов люди идут бить морды и стекла в магазинах». «АлисА» здесь не исключение. После одного концерта на площади, где выступали «ДДТ», «Братья Карамазовы» и проповедовал дьякон А. Кураев, по словам очевидцев, было пьяное беснование.

Вернёмся к «Алисе». Чего скрывать, сам Кинчев, да и организаторы шоу-программы, в значительной мере провоцируют публику на разные безобразия. Своим экспрессивным одиозным поведением рок-музыкант ещё более разжигает страсти в пришедших на вакханалию людях, подаёт пример, как надо делать. Солист «Алисы» не брезгует «козой» и прочей рок-н-ролльной жестикуляцией, активно её употребляет, побуждая аудиторию к тому же. О. Андрей Кураев, защищая Кинчева, договорился до того, что, мол, «коза» может подразумевать чуть ли не силу Божию (!), так как рог (рога, что данный жест недвусмысленно обозначает) – символ силы. Действительно, «коза» символизировала силу… в магии шумерских народов. В мир рока внесена очередным солистом Black Sabbath Ронни Джеймсом Дио, погрязшем в оккультизме. У сатанистов данный знак служит символом их «веры». Так что данный жест имел и имеет явно демонический характер.

Во время выступлений группы применяется пиротехника; это накаляет атмосферу в зале. Зал готов ответить фонтаном огней. Масла в огонь могут смело подлить такие строки из ранее приводимых песен: «Как радостно видеть зрачки дарящего залп», «Фаера (на сленге: пиротехническое средство) движением вверх! Радостью пульсирует зал! Мы, словно искры огня, вместе!» Кинчев поёт о том, что желает видеть на концертах, фанаты с удовольствием исполняют ожидаемое.

Вот описание последнего на данный момент клипа «Алисы», взятое из одного обзора:

«Сюжет: группа «АлисА» исполняет песню «Власть» в условном подобии черного замка, вокруг которого раскинулась условная пустыня. Из оной на замок, готовясь к атаке, глядит пустыми глазницами условный враг – ровные бескрайние ряды безоружных скелетов с флагами. Группа бесстрашно играет на гитарах и танцует перед лицом полчища костей.

Главнокомандующий… запускает под землю маленький черепок, который делает подкоп к замку и вылезает где-то рядом с Кинчевым, начиная опутывать пятачок вокруг него колючими стеблями. Когда терновый забор достигает неба, К.К. поджигает его и ударом ноги (отчетливо вспомнилась игрушка «Duke Nukem») рассыпает оставшееся в прах. Армия скелетов отчего-то в этот момент не нападает, а поднимает руки и тоже рассыпается. Всё».

Чем это принципиально отличается от мистических и научно-фантастических бредней, наводнивших телеканалы?

Подведём итоги. По «внешней» стороне деятельности «АлисА» абсолютно ни чем не отличается от остальных рок-команд. Стандартный рокерский имидж, типичное поведение. Более того, данная группа в значительной степени развивает негативные моменты, свойственные рок-н-ролльному шаблону. Никакого юродства Христа ради ни среди людей, ни, тем более, среди рокеров нет, и все разговоры о нём, якобы присущем православным рок-исполнителям, – откровенные профанация и кощунство. Мы должны быть объективными, не надо оправдывать в «наших» то, что весьма справедливо порицаем в других.

Но нам кто-то возразит, что главное не форма, а содержание (хотя неподходящая форма искажает содержание). Вот «Гарри Поттер» – «добрая сказка с христианскими моментами», однако поклонники юного волшебника со всего света вступают в многочисленные фан-клубы, разучивают заклинания, пытаются овладеть волшебной палочкой и летать на мётлах (если говорить о плодах). «Матрица» же – «сугубо христианский фильм», правда, запрещённый к показу в мусульманских странах за проповедь сионизма. Не важно, что 80% кинокартины составляют бессмысленные драки, перестрелки, разрушительные погони (имеются в виду не все серии). Подумаешь, в начале второй части трилогии «дети Зиона (Сиона)» на собственной базе устраивают сексуальную оргию, кстати, в обстановке, очень напоминающей рок-концерт; подружку главного героя Нео кощунственно зовут Тринити (Троица). Теперь насколько философия фильма отстоит от Христианства. В конце второй части Нео попадает к Архитектору, сообщающему, что мир сейчас по счёту восемнадцатый, «избранный» (функции которого выполняет главный герой) – тоже; последний – необходимое условие для нового цикла мироздания. Победа Нео над его антиподом агентом Смитом одерживается слиянием с ним в схватке, приведшим к уничтожению обоих и наступлению эпохи свободы и благоденствия. После этого на любом выискивании параллелей с Христианством ставится жирная точка.

Вспоминая выше «миссионерские» эксперименты дьякона Кураева, не могу не скорбеть, прежде всего, о том, что христианская нравственность, оказывается, не является критерием, «устарела», раз отбрасывается в первую очередь при оценке подобных явлений («Поттер», «Матрица») как христианских. Иначе бы наш разговор об «Алисе» закончился на «внешней» стороне, но поскольку наши оппоненты усиленно настаивают, то рассмотрим и «внутреннюю» составляющую.

Каково идейное содержание песен «Алисы»? Чтобы не придираться к «мелочам», поставим принципиальный вопрос, который поможет определить творческую концепцию исполнителя. Итак, Константин Кинчев – «православный рокер». Он посредством рок-музыки передаёт православные идеи или облекает идеологию жанра в одежды Христианства? Что является главным стержнем творчества: Православие или рок? Ответ на этот вопрос расставит все точки над i.

Сначала расскажем о том, каковым было отношение Кинчева к своему занятию на оккультно-языческом этапе пути. Тогда это был род идолопоклонства, поскольку рок-н-ролл объявлялся стилем и одним из смыслов жизни. Рок-музыке посвящались оды: «Плохой рок-н-ролл», «Всё это рок-н-ролл», «Нет войне», к войне не имеющая никакого отношения, зато к року – самое непосредственное («Мой rock-n-roll, мой!»), и так далее – не говоря уже о том, в скольких песнях мелькало слово «рок», чьи название и тематика не были связаны с ним, с единственной целью воздать поклонение року. Что изменилось с тех пор?

Дадим ответить самому Кинчеву. Песня «Звезда по имени Рок»:

Любовь, да правда – заслон врагу,
Как маловерам урок,
Путь освещали мне, дураку,
Звездой по имени Рок!

Здесь рок-музыка объявляется особым орудием Божественного Промысла, ей приписывается свойство приводить людей к Богу. Далее:

Соль боли – верой за кровь!
Зов воли – мир да любовь!
Пульс ветра – ленты дорог!
Ток неба – звезда по имени Рок!

О каком небе поёт Кинчев?

Быть выше стада, но ниже тех,
Кому слуга господин,
И помнить – небо одно на всех,
А с небом ты не один.

Надо ли пояснять? Показательно, что несколько лет назад он спел противоположное, находясь на грани жизни и смерти благодаря рок-культуре. Песня «Чёрная метка»:

Сколько было тех, кто шагнул за дверь
На моих глазах. Где они теперь?
Где они теперь, в ком оставил зверь
Свою чёрную метку – Rock.

Однако вернёмся назад. Несколько иные мотивы звучат в песне «Rock-n-roll крест» (чего стоит название!). Тут попытка соединить Православие с приверженностью к року в неком синтезе. Характерный момент: «Смотреть вокруг и видеть луч за черной гарью, за бетоном туч… Смотри – нас снова в центр луча вплетает R-n-R –крест». В песне «Rock-n-roll – это не работа» озвучивается мысль, что занятие рок-музыкой – до конца жизни: «Это всё надолго, это навсегда». То есть здесь Христианство и рок рассматриваются как равноценные вещи, предпочтение не оказывается ни тому, ни другому. Или всё-таки оказывается?

Мы движемся по струнам сердец,
Считая ночи, днем.
Нас мало, но пока мы в пути
В нас горит открытым огнем
Rock-n-roll.

«Горит открытым огнём» не любовь к Богу и людям, а всецелая преданность своему идолу. У рокеров независимо от того, кто из них какие группы любит, какие – ненавидит, какие направления приемлет, а какие – нет, есть один непререкаемый авторитет, без коего немыслима жизнь, – рок. Знаю по себе и многим другим, порвавшим с Божией помощью с настоящей страстью, и до сих пор могу наблюдать у тех, которые продолжают этим увлекаться. К сожалению, Константин Кинчев попадает под общее правило, и его попытки примирить Православие и этот культ оборачиваются интеграцией Христианства в рок-идеологию (то же практикуют деятели «рок-миссионерства»). Это имеет определяющее значение, отражается, прежде всего, на характере протеста и понимании свободы.

Бунт. У группы немало песен на злободневную тематику; многие другие содержат бунтарский подтекст. Однако этот протест никоим образом не укладывается в рамки христианской нравственности. Неумеренный пафос, эпатаж, самопревозношение, вырывающаяся наружу агрессия. Это обретает иногда отчётливые формы: «А мне по барабану вся эта муть, я не червонец, чтобы нравиться всем!» (песня «По барабану»); «Наше дело – воля острых углов, мы, вообще, такие, какие есть» (песня «Вот так»); «Мои песни для мертвых – облом, я пол века мешаю им спать» (песня «Всё, что я хочу»).

Протестует «АлисА» по правилам и вполне в духе рока, что не выдерживает никакой критики со стороны Православия.

Песни, написанные до серьёзного обращения к вере, в пору оккультно-языческих блужданий, Кинчев продолжает активно исполнять на концертах. К ним относятся все указанные выше «дохристианские» произведения, песня «Шабаш», где воспевается сатанинский ритуал в качестве поминания Башлачёва, песня «Красное на чёрном» («И в груди хохотали костры и несли к небесам по радуге слез, как смиренье – глаза Заратустры, как пощечина – Христос!») и многое тому подобное. Песня «Смутные дни»:

Завтрашний день будет потом.
Всё, что нам нужно, нам нужно сейчас.
Время горит ясным огнем,
Остановите нас…

Каждый из нас верен земле,
В каждом живет звезда, чтобы вспыхнуть в свой час.
Небо горит, мы танцуем в огне.
Остановите нас.

Это даже не воинствующее безбожие, а откровенный сатанизм. Затем такое распевать православному Кинчеву?

Итак, мы имеем чудовищный сплав идеологии рока и Православия («рок-Православие»), культивирование рок-музыки, прямо-таки языческое отношение к концертному действу, прежний сатанизм, от которого не собираются отказываться. Перед нами анти-православная идеология, поскольку маскирует под Христианство совершенно чуждые идеи.

При всём уважении к Константину Кинчеву как к личности за его положительные качества, за трудный путь, который он прошёл, мы не можем назвать его творчество православным по очень веским причинам. Убедительно просим его почитателей не заниматься самообманом; «АлисА» не православная рок-группа.

Возможны ли они вообще?

Да, у Кинчева есть произведения, текстуально вполне приемлемые для православного человека. Но, во-первых, как это сочетается со всем тем антихристианским антуражем, о котором мы вкратце рассказали? И, во-вторых, песня – это не только слова, это ещё и музыка, и манера исполнения, и подача материала. Здесь в качестве готовой формы применяется рок. Что получается? Часто в доказательство того, что рок-музыка не вся такая плохая приводят текст песни «Православные» группы «АлисА», но, если её прослушать, возникнут серьёзные недоумения и чувство несуразицы, ибо напористые недобрые возгласы «Мы – православные! Е!» под довольно агрессивный аккомпанемент звучит, мягко говоря, странно. Блаженный Августин писал: Каждому из наших душевных движений присущи и только ему одному свойственны определённые модуляции в голосе говорящего и поющего, и они, в силу какого-то тайного сродства, эти чувства вызывают. Интонации Кинчева отнюдь не вызывают добродетельные чувства, но пробуждают им противоположные.

Неподходящая форма профанирует и непоправимо искажает содержание.

Патриотические песни «Алисы» большей частью только патриотические: Православие там либо упоминается в контексте описания культурно-исторической среды, либо сведено к обрядовой стороне, либо отсутствует как таковое. Они к русской культуре не имеют никакого отношения, поскольку порождены культурой афроамериканской и заимствуют готовые формы из современной массовой культуры. Напрасно искать в рок-музыке национальные мотивы, разве только в виде случайных осколков.

Выразительные средства рок-музыки пригодны для целей, обратных намерениям Кинчева, ориентированы не на подъём наверх, а на падение в бездну (вседозволенность, распущенность, разврат, ненависть, отчаяние, безысходность), что столь органично для неправославных рок-групп. Кинчев делает по сути то же самое. Вспомним песню «Чёрный», где поэт и музыкант выступает против нового мирового порядка. Тут текст, переступающий грани приличий, подаётся посредством провокационно-издевательских, запугивающих интонаций и убийственного рыка в духе Тилля Тиндеманна (солист Rammstein) и накладывается на музыку дикой сексуальной оргии, стилизованную под Nine Inch Nails. Получается парадокс: аморальная борьба с аморализмом и безнравственные призывы к нравственности. О духовных реалиях поётся в том же духе; максимум, что удаётся здесь Кинчеву, используя выразительные средства рок-музыки, – это передавать «возвышенно»-эйфорические состояния, но подобная экзальтация чужда христианскому духу. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал: В некоторых случаях рок вызывает смутные, мистическо-оккультные переживания, приводит к фантастическим представлениям о христианстве… Воспаленное воображения и неуправимые эмоции – это область страстей, куда проникает не благодать, а демонический дух. Демонизм, свойственный рок-музыке, топит, даже, скажем, переворачивает любое доброе содержание. Отсюда «православный рок» – не столько профанация и кощунство, сколько демонизм, прикрытый псевдо-православной лирикой.

Мы не обвиняем Константина Кинчева в умышленном совращении слушателей, в сознательном преподнесении им отравленной пищи, но кошмар и уродство, которые мы имели возможность обозревать, красноречиво свидетельствуют, к чему приводят игры с демонической стихией рока. Рок – это не нож, которым «можно зарезать, а можно порезать хлеб», не «голая форма», как утверждает Кинчев, это целостная система, и те, кто связывают себя с ней неизбежно скатываются вниз. Впрочем, как мы видели, демонизм у «Алисы» проявляется не только в музыке.

К сожалению, мы не можем согласиться даже с тем, что пользой от «православного рока» является переход на него поклонников сатанистских рок-команд. На наш взгляд, следует настаивать на полном отказе от рок-музыки. В случае с «православными» коллективами у них отобьётся очень надолго (если не навсегда) стимул бросать рок-музыку, вдобавок им прививается восприятие Православия на чувственно-эмоциональном уровне в извращённом и демонизированном виде.

Обратная сторона медали: «православный рок» становится началом погружения в рок-культуру для многих православных христиан, не сталкивавшихся с ней прежде. Даже отбросив наркотическое воздействие рок-музыки, наивно полагать, что их интересы ограничатся «православными рокерами»; рано или поздно захочется разнообразия. Led Zeppelin, пропагандирующих разгульный образ жизни, разврат, наркотики, язычество и оккультизм, не гнушающихся кощунствами и заигрываниями с сатанизмом? Розенкрейцеров Rammstein, воспевающих сексуальные насилие и извращения, маниакальную шизофрению, занимающихся богоборчеством, доходящим до сатанизма? Или сами начнут поиск, отринув руководство со стороны православных ценителей рока? Волей или неволей «православные рокеры» вдохновляют слушающих их нырять в адский водоворот.

Напоследок несколько слов. Дьякон А. Кураев любит сетовать, что православные не понимают «многоязычия проповеди», но неужели о. Андрей считает современную молодёжь дегенератами или сатанистами (последние концерты «Алисы» уже напоминают «чёрные мессы»)? В доказательство того, что это не так, приведу случай из жизни. Парни и девушки, в числе которых я, находились в кабинете и разговаривали. Обсуждалась рок-музыка, разговор перешёл на Константина Кинчева и его группу. У одного собеседника на ноутбуке оказалась запись совместного выступления «Арии», «Алисы» и «ДДТ», исполнявших песню первой «Воля и разум». Стали смотреть, Константин Кинчев привлёк внимание своим неадекватным поведением. Собеседники были знакомы с его творчеством. Я сообщил, что «Алису» считают христианским роком, все были ошарашены. Далёкие от Церкви люди прекрасно поняли: Православие не может быть таким! Если бы я продолжил, сказав, что с «Алисой» сотрудничает некоторые православные священнослужители, то не дал бы никаких гарантий, что они когда-либо переступят порог храма.

Нынешнее молодое поколение не деградировало безвозвратно, потому поймёт нормальную и нормативную проповедь, произнесённую не на рок-камлании и не льстящую аудитории.

Antimodern

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2011-08-26 14:29:45 (damer)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 2884
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Музыка":

  • Румба Цоя
  • Как спастись от попсы?
  • «Кино» после смерти Цоя
  • Датировка песен, стихов и прозы Виктора Цоя (1977-1990)
  • Философия Виктора Цоя.
  • "Апрель" и "Шестой лесничий".
  • Художник по имени Виктор Цой
  • Рождение русского техно
  • Всё о "Чёрном альбоме"
  • История одного концерта



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.022774 сек.