На главную!
Жизнь не говорит тебе ничего, она все показывает.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

«Рига и Одесса в сезон альтернатив» (извлечение)


Александр Тимофеевский, 30.04.2007
Журнал «Искусство кино». №3 – 1989 г.

...
Картины «Господин оформитель» О. Тепцова и «Игла» Р. Нугманова как раз легко определить по жанру. Но от этого они не делаются ближе к профилю фестиваля. И даже напротив. Потому что жанр здесь используется пародийно или чисто условно, остраненно.

Так, содержание «Иглы» можно свести к уголовному роману. Но для анализа фильма это даст не больше, чем определение проблематики картины как «молодежной».
Рашид Нугманов берет ситуации откровенно бульварные, пошлые для того, чтобы остраниться и наполнить их иной жизнью, иной реальностью, параллельной той, что предполагается по сюжету и конфликту.

Историю наркоманов он рассказывает так, как будто сам находится под наркотическим «кайфом». «Игла» — самая свежая и самая смелая по эстетике картина из тех, что были показаны в Одессе,— является очень трудной для исполнения попыткой внеиронического постмодернизма.

Все это, разумеется, не имеет никакого отношения к профилю «Дюка».

То же самое можно сказать и о фильме «Господин оформитель», хотя он, напротив, переполнен иронией. Это спародированный фильм ужасов. По необъяснимым для меня причинам ужасы стыкуются с пародированием культурных мифологем модерна.
«Господина оформителя» я видел до фестиваля. Картина оставила меня вполне равнодушным, не вызвав ничего, кроме пожатия плеч, никакого особенного раздражения, так же, как фильм Кары «Воры в законе».

Так обстояло дело до Одессы, до морской прогулки на корабле.
Во время морской прогулки вся фестивальная тусовка скучилась на палубе. Телевизионщики наперебой брали интервью у «звезд». Шла перекрестная съемка Центрального и ленинградского телевидения. Мы, не задействованные в игре критики и журналисты, были невольными свидетелями импровизационных признаний. Илья Глазунов, забыв, что он член жюри, распинался в своей любви к фильму «Господин оформитель». И, как эхо, ему вторил... Виктор Цой.
Нет, он не слышал Глазунова. Он говрил о себе и своих. О том одиночестве, которое они испытывают среди всей этой пустой великосветской тусовки. О том, что они здесь не на своем месте к что в чужом пиру похмелье. Что их никто не понимает и они никого не понимают. Что все здесь показанное — это «папино кино», вчерашнее искусство и позавчерашняя жизнь. Единственное исключение — фильм, сделанный для них,— «Господин оформитель», который именно поэтому обошли молчанием. (В скобках замечу, что, конечно же, совсем не поэтому. Под молчанием Цой подразумевал несостоявшуюся пресс-конференцию по фильму. Это объяснялось лишь тем, что никто из создателей, за исключением Авилова, не приехал в Одессу. Поставить же одного актера на сцену под критический обстрел руководитель пресс-центра Борис Берман справедливо счел неэтичным.)

Цоевское «мы» не риторическая фигура. За цоевским «мы» — тысячи, сотни тысяч его поклонников и фанатов. И он говорил от их лица. Впору было слушать, раскрыв рот. Впору было изумиться без предела, впору было слегка ужаснуться. Неужели «Господин оформитель» и есть чаемая, долгожданная альтернатива ДЛЯ миллионов? Неужели эта конфетная обертка может стать символом веры?

Я не меньше Цоя не люблю «папино кино», но объятиям сомнительного «Господина...» всегда предпочту более простодушных «Воров». Они хоть и прикидываются перестроечными, но это так, для форса. Это чтобы стоить на рубль дороже. В сущности, они простые ребята и претендуют лишь на то, чтобы быть проданными.

Причудливая судьба «Господина оформителя» увела нас далеко в сторону. Она отразила одну из тех ситуаций, о которых я писал в начале статьи. Ситуаций, не имеющих прямого отношения к фестивалю. На этом можно было поставить точку и кончить статью. Но точка пока не ставится. Было на «Дюке» еще одно событие и еще одна ситуация. Я имею в виду одесское обращение «К деятелям культуры». Но прежде чем о нем говорить, необходимо сообщить читателю, кто именно Приехал в Одессу.
...

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2007-04-30 20:33:33 (Morita)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 2885
Комментариев: 2
Версия для печати | Форумная версия

RN
1 Jan 2009, 14:38

Прислали линк на аудиозапись интервью в Одессе:




OKCAHA
1 Jan 2009, 15:20

Ответ нику RN (Рашид Нугманов) (2009-01-01 14:38):
Спасибо вам Рашид, пресс-конференция эта была показана в программе " Пятое колесо" 06.10.1988.



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Кино":

  • Building a Screenplay
  • Конструкция киносценария
  • Список худ. фильмов с песнями «КИНО»
  • Михаил Сергеевич меняет профессию
  • Victor Tsoi
  • Фильмы, где звучит "КИНО"
  • О звукоряде и музыке к фильму "Игла"
  • Невидимыми нитками шьет «Игла» саван псевдо молодежному кино*
  • Из книги «Асса – книга перемен»
  • Игла



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.013021 сек.