На главную!
Слава богу, что я атеист.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Сказка с несчастливым концом. 1991. Интервью с Марьяной Цой


Алексей Гостев, 14.10.2010
Газета «Молодая гвардия» 10 августа 1991 года

Скоро год, как его нет. Но его голос на тысячах магнитофонных кассет, его имя на сотнях тысяч стен, его лицо миллионными тиражами на плакатах и значках. Сотни статей кричат о том, каким он был музыкантом, актером, певцом, спорят о его песнях, сожалеют — сколько мог бы еще сделать. Но Цой не был идолом, он был живым человеком, который любил, ненавидел, ошибался.
И сегодня мы хотим рассказать о несколько необычных его ролях, необычных для нас. Цой — муж, Цой — отец. Звучит странно, но для Марианны он уже потом музыкант, а сначала любимый человек, отец ее ребенка. Об этом, и не только об этом вспоминает воронежский журналист Алексей Гостев. Он провел лишь два часа в его квартире, в которые уместились и этот год, и те, когда Виктор был жив.

Домой она приходит за полночь. Семь этажей до квартиры. В подъезде ее встречают «манифестанты». Стены красноречиво расписаны — «автографы» уже давно перестали замазывать. Та же история с почтовым ящиком. Вероятно, его постоянно дико и злобно насилуют.

...Первым в коридор влетел Сашка, Александр Викторович. «Мастер слова и клинка». Очаровательный маленький горлопанчик, просто какой-то черт в панамке. За пять минут до моего прихода он, в приливе бурной радости, вылил на пол два ведра воды. Марианна затеяла генеральную уборку, а Сашка решил помочь... Теперь он совершает несколько неудачных попыток пролезть под столом и послушать, о чем спич, но Марианна неумолима.

...Мы сидим на кухне, курим и говорим о пустяках. Пытаюсь как можно дальше оттянуть время, когда придется задавать вопросы о Викторе и при атом сконфуженно извиняться, но чай уже явно выпит, и на часы поводок не накинуть. Эх, была не была!
Но паузу неожиданно нарушает Марианна:

— Я сразу хочу тебя предупредить. Складывается совершенно дурацкая ситуация. Все журналисты почему-то боятся заговаривать со мной о нашем разрыве с Витей. Получается как-то гаденько, мне самой неудобно, вроде как я супруга — и все. Да, я всегда считалась и буду читать себя его женой, но зачем скрывать, что была другая женщина? В западной прессе корреспонденты, не стесняясь, пишут: Виктор Цой и его подруга Наташа». Там с этим проще, а у стесняясь, пишут: «Виктор Цой и его подруга Наташа». Там с этим проще, а у нас все должно быть и конкретно, и понятно. Если жена — нормально, а нет — так это уже черт знает что такое, поэтому ты не бойся и смело спрашивай.
Ей-богу я готова была волосы на себе звать, когда посмотрела передачу телекомпании «ВиД» с поминального . концерта. Очень они меня подставили, эти ребята. Все слова, которые я говорила в адрес Наташи, просто почикали ножницами — здоровенный такой кусок. В итоге получилось не интервью, а чушь: вот Марианна выросла горой и протрубила — родился, женился, умер. С Наташей мы в прекрасных отношениях. Я где-то прочитала, что «Марианна Цой любезно предоставила свой архив». Но ведь это наглое вранье! Близкие люди знают, что у меня две папки. Одна для общего пользования, а другая — заветная. Хотя я в последнее время даже не пытаюсь опровергнуть этот треп. Подавать на них в суд — так самой замараться.

...На заре туманной юности Марианна четыре раза пыталась поступить в Мухинское художественное училище, пока Витя не прекратил это бесполезное занятие. Художественная карьера благополучно завершилась в 1982 году, когда Марианна плюнула на все и рванула с Виктором на юг. В то время она трудилась в качестве зав. цехами в стационарном цирке. Работа, естественно, не нравилась. Виктор Робертович тоже категорически возражал. Его все это очень сильно угнетало: приходила за полночь, вставала с петухами. И тогда Марианна начала помогать начинающему музыканту, занявшись чисто административной деятельностью. Самые черные для «Кино» годы она прожила с Витей, и когда он более-менее встал на ноги и приобрел какую-то известность, у них произошел разрыв. Сразу же поступило предложение от группы «Объект насмешек», и после недельного раздумья Марианна дала согласие на сотрудничество. Шел 1987 год — второй после рождения сына...

— Марианна, как Витя писал песни? Можно ли их считать продуктом вашего совместного творчества!

— Витя никогда ни с кем не советовался, если дело касалось вопросов творчества. Другое дело, что многие, песни того периода (если не все) рождались на моих глазах. Причем, как правило, он останавливался на первой редакции. . В самых крайних случаях иногда что-то поправлял. Да, он мог просидеть день в муках, а вечером, довольный, делился со мной результатом. Но что такое день для поэта! И все же, я думаю, были в его жизни люди, мнением которых он дорожил и к словам которых прислушивался. Тот же Боб.

— Они действительно были большими друзьями?

— Да. И когда кто-то начинает по этому поводу усмехаться — мне просто хочется набить этому человеку морду. Я помню это жуткое время, когда мы снимали квартиру на Охте, а Борис маялся с Людкой в коммунальной квартире. Ни у нас, ни у них не было телефона, но мы как-то интуитивно друг друга вычисляли. А если уж мы пропадали дня на три — для Гребенщиковых это была настоящая драма! Жить друг без друга не могли — такая была традиция. В последнее время взаимная занятость как-то закрутила нас, мешала встречаться. Витька очень переживал. У него и так было мало друзей.

— Назовите их, если можно.

— Группа «Кино» и Боб. Пожалуй, все. Коську Кинчева Витя очень любил, и мне смешно, когда по миру тащатся сплетни об их взаимной неприязни. Здоровая конкуренция была — это точно, но друзьями они друг друга считали.

— Скажите, для вас все песни Виктора равноценны?

— Весь период «Кино», от начала до конца, я считаю удачным. Чуть больше остального нравится «Начальник Камчатки». Потому, наверное, нравится, что эти песни писались вот в этой квартире, на моих глазах. А некоторые даже были посвящены мне.

...Если говорить о самом трудном годе для Виктора — это все-таки 1983-й. Не было постоянного состава. Как сквозь землю провалился Леша-Рыба, зато появился Юрик Каспарян, Но по причине отсутствия музыкантов было сорвано выступление группы «Кино» на 1-м Ленинградском рок-фестивале. Играть акустику Виктор наотрез отказался. Потом »та полоса неприятностей с армией... Я не знаю, как сейчас говорить и писать, ну да Бог с ним, — Витя мертв и предъявлять ему нечего. Пришлось пойти на ряд ухищрений, класть его в больницу, симулировать психическое расстройство, чтобы только избежать призыва. ко избежать призыва. Пришлось бы все начинать с нуля.

— Читатели свято верят в то, что вас что-то связывало помимо музыки...

— Молодцы, читатели! — смеется Марианне. — Правильно думают. Любовь была, любовь, понимаете? А так — ничего общего, кроме музыки. Мы жили в ней, это как естественная среда. Хотя нет... Был один презанятный интерес: вместе бездельничать где-нибудь в тепле, на юге, где море и солнце.

— Когда-то он сказал мне со значением в голосе, что письма трудящихся его не трогают...

— Нет, это понт! За всю жизнь Витя не выбросил ни одного письма. До последнего дня я отдавала ему всю корреспонденцию, приходящую и на мое имя, и на рок-клуб. Витя очень дорожил этими письмами, но отвечать на них было физически невозможно. Если одному написать — другой обидится, а ведь это тысячные кипы! Хотя Витя не раз говорил мне, что приходят письма, на которые хочется ответить. Кстати, они до сих пор живы, эти письма.

— Что вы можете сказать о Цое-киноактере?

— Ну что я могу сказать? Пожил некоторое время перед камерой. Я никогда не видела в Викторе выдающегося актера. Не знаю, я, конечно, плохой критик, но что меня от души порадовало, так это его потрясающая уверенность в себе. Оказывается, камера его нисколько не меняет и не пугает.

— В фильме много драк, трюков. Виктор все это делал сам?

— Цой хорошо владел «кунг-фу», он ходил заниматься к духовному учителю и даже меня потащил с собой. Правда, я быстро оттуда сбежала. Ну что такое, в самом деле?! Тебя все лупят, а ты никого ударить не можешь? В общем, Витя был способным учеником и хорошо усвоил технику боя, но, насколько мне известно, дальше теории дело никогда не заходило. Он терпеть не мог драк, не выносил любого насилия и очень терялся при виде крови. По крайней мере, я точно могу сказать, что при мне он ни резу ни с кем не подрался, но не потому, что боялся. Здесь и в характере дело.

— Вы знаете, Марианна, меня ужасно возмутили притязания некоторых поклонников по поводу «провокационных действий родственников на похоронах». И все же, почему отменили панихиду?

— А никакой панихиды не намечалось. Я не могла, не имела права отдать Витю на растерзание поклонникам. Можно представить себе их состояние в те дни, но что я должна была чувствовать в тот момент? Несколько раз мне звонили из рок-клуба и заикались насчет панихиды, но я сразу сказала «нет!», несмотря на то, что прекрасно понимала Колю Михайлова (президент Ленинградского рок-клуба. — Авт.), который дико боялся, представляя, как разнесут по кирпичикам улицу Рубинштейна. Почему так резко изменили время захоронения? Потому что до последнего момента никто не знал, разрешат ли Богословское кладбище или нет. Оно закрытое, и там давно никого не хоронят. «Московский комсомолец» поспешил растрезвонить басню о «героических усилиях Айзеншписа». В то время, пока этот Айзеншпис бодро сбывал значки и плакаты, мы обивали пороги Ленсовета и, слава богу, решающим козырем оказались не усилия продюсера, а Витины заслуги. Сам мэр Ленинграда подписал разрешение. И потом, вы же понимаете, во что бы вылилась эта траурная процессия, если бы вовремя не навели порядок те, кто это делать умеет. В этом случае уже никакие ОМОНы, ДНД и прочие не помогли бы. Мне как-то не улыбалось, чтобы вместе с гробом засыпали бы и нас с сыном.

— Марианна, вы вошли в совет фонда...

— Вранье. Это вы в «Комсомолке» прочитали? В действительности получилась такая история. Сначала Айзеншпис выдал мне копию устава, но через некоторое время позвонил, рассыпался в извинениях и сообщил, что решено женщин в дело не брать.

— ??? Дикость какая!

— Нет, для меня это лучший вариант. Такой исход дел позволил мне самоустраниться и спокойно, без нервотрепки, заняться своими делами. Мне нужно как можно быстрее закончить книгу о Викторе, о нашей с ним жизни. Через три месяца я должна сдать рукопись в издательство. Вот почему я практически отказалась от всех видов интервью. В последнее время я все отчетливее вижу тенденцию заработать деньги на имени Цоя, по всей стране уже шагает этот великий почин.

— Я понимаю, Марианна, понимаю. Ко как бороться, как?

— Да, это так, но меленькие победы есть. До сих пор не вышел ни один сборник стихов Виктора Цоя, и я этому ужасно рада. Я, наверное, умру, если узнаю, что Цоя по нотам разучивают. Это же смешно!
...Я не настолько наивна, чтобы рассчитывать на оценку своей книги, как «выдающегося произведения» искусства. Литератор из меня никакой, и это даже к лучшему, что сроки поджимают. Во всяком случае, мне не придется в течение пяти лет размазывать по страницам бабьи слюни. И если кто-то полагает, что я отправлюсь вскачь по Союзу с рекламой своей книги — будьте покойны, этого не будет. Я не Марина Влади. Работаю не ради гонорара и не ради славы, показывать себя народу не собираюсь. Мне хватит тех безумных девочек и мальчиков, которые сами приходят поглазеть и толпу в десять человек приводят, пытаясь при этом своротить дверь.

— Бедная вы, бедная!

— Не говори, устала, как собака, а впереди маячат гастроли «Объекта» в Америке. Еще нужно слетать по делам в Стокгольм, а у Сани последний свободный год перед школой. Брошу я, наверное, все дела на время, отправимся с Сашкой на Чимбулак. Хоть покажу ребенку настоящие горы.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОНА ПРИХОДИТ домой, когда темно. Открывает дверь — а там стоит ночь. В одну из таких ночей Виктор Робертович написал: «Она живет в центре всех городов». Но мир раскололся, и все поменялось местами. Теперь не она, а Он живет в центре всех городов.

Ночи в Питере душные и смрадные, как предчувствие тоски. Она открывает окно...
Там за окном,
...Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка.

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2010-10-14 05:49:01 (martius99)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 4396
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.016094 сек.