На главную!
Вот тебе тест, с помощью которого можно определить, закончена ли твоя миссия на земле: если ты жив – нет.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

ЭЙ, ЗВЕЗДА РОК-Н-РОЛЛА!


Владимир Долгов, 28.03.2010
В знаменитой «Горбушке» скоро пройдёт концерт, посвящённый памяти Майка Науменко. В преддверии этого события мы встретились с близким другом отца отечественного рок-н-ролла Наилем Кадыровым. Он сразу заявил:

– Майк – сильная и противоречивая личность, настоящий гений. Он был цель­ным человеком, безумно образованным, начитанным интеллигентом, превосход­но знавшим английский язык.

Противоречивость его заключалась в том, что, с одной стороны, это тонкий, возвышенный человек, истинный эстет, а с другой – алкоголик и матерщинник. И всё это в одной личности гармонично сочеталось. Только у Майка в отличие от всех старых рокеров не оставалось ни капли совка – он был настоящим запад­ным человеком.

Наиль Кадыров (слева) и Михаил Науменко на концерте в клубе «Фонограф». Ленинград. 1985год.
Сейчас не хватает таких людей, как он, которые не вещают, как пророки в сво­ём отечестве, а просто находятся в гуще событий, облекая их в некие символы, слова, ассоциации. При этом они не навязывают никаких выводов, привнося свою высокопоэтичную иронию. Правда, я не люблю слушать электрический «Зоо­парк». Единственное, что мне нравится по-настоящему у Майка, это его акустичес­кая «Сладкая N и другие». В этом он весь – настоящий и любимый многими.
– А при каких обстоятельствах произошло ваше знакомство?
– С ним мы познакомились на концерте в честь 10-летия группы «Аквариум» в общежитии Кораблестроительного института в июне 1982-го. У меня тогда был приятель Вадик Шебашев, которого я знаю ещё с армии – мы с ним служили в од­ной части, он дембельнулся на год раньше. Так вот, он мне говорит: «В Корабел­ке пройдёт грандиозный концерт. У нас рок-клуб открылся, много клёвых групп, а тут ещё и 10-летие «Аквариума». Будет классно». А я же «дикий» из армии при­ехал, совершенно не в курсе новых веяний. Он подвёл меня к Майку и говорит: «Вот это легенда рок-н-ролла Майк. Знакомься». Так и сошлись.

Потом через пару дней я ехал на 30 автобусе – был такой популярный марш­рут мимо моего дома прямиком на Васильевский остров, где я тогда работал. Мы там встретились с Майком, обменялись телефонами. С тех пор и началась наша крепкая дружба, которая продолжалась до самой его смерти.

В те годы мы вместе с Серёжей Васильевым играли в группе «Почта», часто выступали совместно с Майком на квартирниках. Серёжа по странному стечению обстоятельств умер на 40 день после смерти Цоя. Помню, в СКК тогда был кон­церт, посвящённый памяти Вити, и мы с Майком совместно собирались испол­нить одну песню, но я был тогда не в кондициях. А потом вот пришло печальное известие.

Членом группы «Зоопарк» я стал в последнем её созыве. Майк меня всегда звал к себе в группу, но мне не очень хотелось играть в «Зоопарке». Я ценил и уважал самого Майка, но группа мне не нравилась. Потому что она играла рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, а в те времена для меня было ценно несколько иное твор­чество – хард-роковые Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, которых до сих пор очень люблю. Старый рок-н-ролл, который, собственно, и исполнялся Май­ком, мне не очень импонировал. Для меня Майк был отделён от его творчества. К рок-н-роллу я пришёл уже гораздо позже.

Так вот, от них ушёл басист Илья Куликов, после очередных проблем с правоо­хранительными органами, и на его место пришёл я. За несколько месяцев до смерти Майка мы поехали на гастроли в Белоруссию. Это были первые и послед­ние полноценные гастроли. Потом постоянно срывались концерты по разным причинам. Мы не смогли выступить на юбилейном фестивале ленинградского рок-клуба. «Зоопарк» даже звали на выступление в честь «победы августовского путча» на Дворцовой площади, но с составом, опять-таки, возникли проблемы. А потом через неделю Майк для всех неожиданно скончался, на следующий день после моего дня рождения, который я отпраздновал в Москве, потом вернулся в Питер. В 6 утра мне звонок – умер Майк.
– А какова ваша версия его смерти? Исключаете ли вы вариант того, что пе­релом основания черепа Майку был нанесён неизвестными умышленно, или придерживаетесь официальной версии?
– Не исключаю, что он мог попасть под руку гопникам. В последние годы Майк был абсолютно разобранный, у него почти пропала моторика правой руки. И если дать в лоб резко, то вполне может произойти перелом основания черепа. Майк не был драчуном, но имел очень высокое чувство достоинства – обычное замеча­ние, фраза могли повлечь за собой такие вот трагические последствия.

Тут ведь есть ещё такой момент – во внутреннем дворе дома Майка была па­латка, где продавалась дешёвая барыжная водка. Это было общеизвестное мес­то, куда приходили датые алкоголики опохмелиться или догнаться. Естественно, подобные пьяные компании могли как-то зацепить Майка. К сожалению, эта вер­сия недоказуема, ведь обычно в таких ситуациях никто ничего не видел. При этом в организме Майка алкоголя не обнаружили. Мне трудно точно утверждать, было ли это убийство или несчастный случай, но есть основания верить и в то, и в дру­гое предположение. Времена тогда были очень мутные. Там и не только за бутыл­ку водки могли по голове дать.

Как ни странно, в советские времена уличная преступность была как-то даже выше, чем сейчас. Но, с другой стороны, у шпаны были свои понятия – могли бы просто дать в морду, пустить кровь, но не убивали. Сейчас никаких понятий в этом плане у людей нет.

– А вы часто общались с Майком в последние годы его жизни?
– С Науменко мы дружили семьями. Наши дети играли друг с другом – Женя, сын Майка, и мой сынок Антон. Отмечали вместе Новый год. Как обычно бывало – сидим дома, а Антоша мне и говорит: «Пойдём к дяде Майку». А жили мы недале­ко – пешком минут пятнадцать.

Майк превосходно владел английским. К нему постоянно каким-то образом по­падали западные рок-журналы, которые он с интересом перечитывал. Также у не­го в фонотеке появлялись новые пластинки, которые по тем временам достать было очень сложно. Майк был неиссякаемым источником информации о запад­ной музыке. Я у него часто спрашивал те или иные записи и на удивление в ско­ром времени они у него появлялись. Эта тема нас очень сильно с ним объединя­ла, и говорить о рок-музыке можно было целыми часами.

Единственное, о чём я жалею – то, что в те годы мы очень сильно пили. Конеч­но же, это сказалось на здоровье, на состоянии. Сейчас так не пьют. Мне часто приходится обращаться к помощи наркологов, но, слава богу, пока держусь.

В последние полгода Майк очень сильно пил. От него ушла жена. Часто быва­ло так, что приходишь к нему, а он уже с утра сильно пьян. Майк сам прекрасно понимал, что ему нужна помощь, со всем соглашался и тут же подходил к холо­дильнику, откупоривал бутылку пива и, выпив её, ложился спать.

Я до сих пор жалею, что не проявил настойчивости. Всё обходилось банальны­ми уговорами. А надо было по-другому действовать – просто за шкирку брать и ве­сти к наркологу. Майку казалось, что он бросит сам, но с этой заразой просто так не справишься.
– А почему столько пили? Напор системы или какие-то другие причины?
– Я сам себе задавал такой вопрос, но у меня нет на него ответа. Я могу доста­точно глубоко анализировать события. Но единственное объяснение, которое мо­гу найти – пили, потому что пили. Никто нас не угнетал, не сжимал. Сейчас можно услышать массу сказок, мол, «совок душил». Никто никого не душил. Другое дело, и развиваться не давали. Возможно, если бы система нам содействовала, то ситу­ация могла бы стать иной. Может быть, в силу нереализованности талантов, кото­рые в тех условиях не могли проявить себя на все сто процентов. Майк же в прин­ципе по всем западным канонам был настоящей звездой рок-н-ролла с большой буквы. Отсутствие студии или грамотного менеджера, а может, постоянные заве­рения знакомцев в том, что «репетируют только те, кто не умеет играть», или ещё какие-то причины, но у Майка в итоге началась тяжёлая полоса в жизни, закончив­шаяся трагедией. Трудно говорить об истории в сослагательном наклонении.
– Часто ли записывались квартирники?
– Был такой человек Ваня Сидоров. Мы с ним увлекались делом записи – час­то таскали магнитофоны на квартирники и их же записывали. Он мой сосед. О судьбе этих плёнок мне, к сожалению, мало что известно. Что-то осталось у Паши Краева как у хозяина квартиры, что-то также дарилось знакомым.

Знаю, что один из квартирников с участием меня, Майка и Цоя был даже из­дан. Для меня это был приятный сюрприз – будущие звёзды, и я с ними на одном концерте аккомпанирую.

Тогда к сохранности этих записей мы в основном относились несерьёзно. Бы­ло такое ощущение, что мы все будем жить вечно, и зачем нам эти записи. Ещё сыграем, ещё запишем. Казалось, что весь мир у наших ног, и молодость беско­нечна. Знал бы кто, насколько эти записи могут стать важны уже по прошествии многих лет. С некоторых пор я очень трепетно отношусь к сохранности таких ве­щей.
– В этом году исполнилось бы 50 лет со дня рождения Александра Башла­чёва. Знали ли вы его лично и что могли бы рассказать об этом человеке?
– С Башлачёвым была смешная история. Я в 1985 году собрался жениться. Привёл в семью Науменко жену – чтобы Майк и Наташа познакомились. У нас бы­ла даже такая шутка – они меня как бы «усыновили», и необходимо было привес­ти, показать невесту. Свадьба была назначена, и мы с Майком договорились, что нужно устроить мальчишник. А поскольку в Питере мальчишник устраивать было весьма скучно, все отправились в Москву. Тогда мы обосновались на даче у Саши Липницкого, который нам дал полную свободу действий. А поскольку в те дни на «Студио МУ» Башлачёв записывал свой альбом, то он быстро присоединился к нашему празднованию. Мы с ним договорились отыграть совместно концерт на нашем мальчишнике. Разумеется, выпито было много, и весь курьёз ситуации в том, что подыграть Саше у меня так и не получилось, ввиду отсутствия кондиции. Я там чуть не заснул прямо на выступлении.

Саша был очень тонкий и ранимый человек. В его творчестве чувствуется ис­кренность и честность. В глубине, при всей брутальности его вида, была очень чув­ствительная и хрупкая конструкция. Саша был при этом закрытым человеком. Ведь есть такие люди, которые, немного выпив, сразу же изливают душу, и они вполне открыты и предсказуемы. Башлачёв же своими мыслями не очень любил делиться – он демонстрировал их в своих песнях.
– А с Виктором Цоем были знакомы?
– С Цоем я познакомился на квартирном концерте у моего старого друга Пав­ла Краева в 1983 году. Тогда, кстати, у него не было своего состава, и он предло­жил мне поиграть на басу в группе. Но поскольку творчество «Кино» мне было не очень близко, я отказался.

Вообще я с ним виделся не так часто – в основном на тех же квартирниках, ну и потом непосредственно на кухне, после того как основная часть гостей расходи­лась. Затем всё так резко пошло в гору – «Кино» группа № 1 в стране, толпы фана­тов, грандиозные гастроли. И он из моего поля зрения выпал. Когда Витя стал су­перзвездой, я вообще с ним ни разу не пересёкся. Где-то в конце 80-х мы встрети­лись на улице – он меня даже не узнал. Цой поздоровался с Пашей Краевым, а мне ни ответа ни привета.
– Рок-музыка для вас, это смысл жизни?
– Да, в какой-то момент она таковой стала. В молодости ведь, пока ты не же­нат, не имеешь никаких обязанностей, всё ведётся проще. Потом появился ребё­нок, заботы. Естественно, музыка отошла на второй план. Нужно больше рабо­тать на семью. Но когда ребёнок уже подрос, я, с разрешения жены, ушёл с заво­да в 1989 году и с тех пор нигде не работаю, занимаюсь только музыкой.

Я никогда не ставил себе задачи прославиться, заработать много денег, но тем не менее худо-бедно всё в моей жизни складывается как надо. Поездил по миру, многое повидал и занимаюсь тем, что действительно мне интересно и до­ставляет удовольствие.
Беседовал Андрей ТОЧИНОВ

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2010-03-28 22:58:33 (hitmanec)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 3073
Комментариев: 2
Версия для печати | Форумная версия

hitmanec
28 Mar 2010, 21:59

Источник


Natella
28 Mar 2010, 23:58

Очень интересное интервью.Показывает Майка совершенно с другой, человеческой стороны. Интересен тот факт, что Цой предлагал Наилю Кадырову играть в своей группе.В общем, большое спасибо за очередную интересную работу.:)



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.016327 сек.