Фильмы из Казахстана
это не совсем то, что может заставить учащенно биться сердца обычных посетителей кинотеатров. Даже самые прилежные посетители кинотеатров и фестивалей вряд ли что-то знают о том, что, собственно, происходит в кинематографической жизни этой огромной страны на Аральском море.
И вот теперь есть возможность устранить пробелы в знаниях. После кинофестиваля в Брауншвейге в эти дни мюнхенский кинотеатр „Maxim” показывает пять короткометражных и семь художественных фильмов так называемой Новой казахской волны, инициатором которой в самом начале горбачевской перестройки стал русский режиссер Сергей Соловьев. Идея была такова: создать небольшие постоянные команды, которые бы спонтанно и с большой долей импровизации разрабатывали и воплощали в жизнь свои проекты. Уже в 1988 году в свет вышла Игла. Фильм снял Рашид Нугманов, который всего год спустя стал президентом Союза кинематографистов Казахстана.
Игла западному зрителю поначалу может показаться очень странным фильмом. Фильм являет собой нечто среднее между бунтарским молодежным кино, детективом и суровой критикой общества, но в итоге оставляет впечатление сказочного и ранящего современного кино, в котором внутренний и внешний мир различаются все меньше, как на иллюстрации с севшим на мель танкером в терпящем экологическое бедствие Аральском море. Не без оснований возникает ассоциация с фильмом Херцога Fata Morgana. Во всяком случае, фильм Нугманова стал образцом для многих работ Новой казахской волны.
Цикл показов «Незнакомая кинострана Казахстан» проходит до следующей среды в мюнхенском кинотеатре „Maxim”.