— Должен ли герой России обязательно быть святым, православным?
— Человек, имя которого ассоциируется с Россией, должен прежде всего любить наше Отечество. Ибо кто любит Россию, кому она, говоря словом Блока, «как слезы первые любви», тот и есть русский.
А будучи русским, нельзя не уважать Православие и нельзя не быть сердечно благодарным ему как исторической государствообразующей и культуросозидающей религии нашей страны. Ведь душой Великой России является Святая Русь.
В связи с этим вспомним об известном числе русских святых, которые отнюдь не были ни русскими по крови, ни православными по воспитанию, — начиная с ростовского преподобного Петра, царевича Ордынского, и преподобного Макария Римлянина Новгородского.
Иными словами, мы говорим о человеке, который будет неспособен обойтись без России и в котором будет нуждаться она.
Таковы, на мой взгляд, некоторые обязательные условия гражданского прославления истинного героя Отечества. Прочие же оставим на волю Божию.
— Что вообще значит герой в современной России, нужен ли он в действительности, как его выбирать, из кого выбирать, почему нельзя обойтись без героя? Почему Церковь посчитала необходимым участвовать в выборах героя?
— Кто есть герой своего времени, память о котором не умирает, по каким критериям можно определить такого человека среди многих других и какой урок из его жизни и деяний мы можем извлечь для себя сегодня — на эти вопросы каждое воскресенье пытается ответить наша телепередача, которую, судя по откликам, множество людей ожидает и смотрит так, как не снилось никаким сериалам. Отчасти это является ответом и на вопрос о том, нужны ли нам герои.
Вообще же о значении подражания высоким нравственным образцам в деле воспитания достойной личности, ее полноценной социализации и обретения ею внутренней гармонии размышляли многие выдающиеся умы, начиная с Платона и Аристотеля. И той же цели на протяжение веков служила на Руси любимая народом житийная литература, которая, будучи частью Священного Предания, одновременно являлась основой воспитания и образования.
Идеал доступной нам святости Церковь описывает в удивительных словах: на земли ангел, на небеси человек. Наша природа, как известно, представляет собой троическое единство тела, души и духа, и стремление к Божественному идеалу заложено в нас свыше. Вот мы и следуем к нему, держась за край одежды святых угодников Божиих, ведущих нас через тернии жизни к небесному совершенству и укрепляющих наш дух своим примером. Обычному человеку самостоятельно совершать такое восхождение было бы, конечно, не по силам. Таким образом, святые и есть настоящие, абсолютные герои рода человеческого, воплощающие в себе его предназначение.
Разумеется, это не отменяет героизма внецерковного, так сказать — гуманистического, типа и даже вовсе нерелигиозного характера. Однако при ближайшем рассмотрении в каждом таком случае мы отыщем некую искру Божию, павшую на сердце того или иного человека и утроившую его силы, подвигшую его на великое и прекрасное деяние самоотвержения во имя ближнего.
Вместе с тем современная наука, занимающаяся поведением животных, рассматривает кажущиеся необъяснимыми примеры альтруистического, жертвенного и, если угодно, героического поведения в их среде как одно из необходимых условий выживания в природе биологического вида. И если этот поразительный вывод оказывается верным для животного мира, ничего не знающего о бессмертии души, то нам, сотворенным по образу и по подобию Божию, «обойтись без героя» тем более невозможно. Если только, конечно, человек как венец природы и любимое детище Творца не собирается скатиться к подножию пирамиды биологических видов Земли.
А то обстоятельство, что героем нашего, честно говоря, безгеройного времени был назван не кто иной, как человек святого жития, приглашает смотреть в наше будущее с оптимизмом.
— Нужны ли для православной среды «геройские лавры», полученные при помощи СМИ?
— «При помощи» — это если бы князю Александру Невскому какие-то усердные не по разуму доброхоты решили бы подсудить, чего, слава Богу, не было. Так что в нашем случае лучше говорить «при посредстве».
На современном российском телевидении сегодня четко обозначены два полюса: с одной стороны — это непотребные реалити-шоу «За стеклом», «Дом» и «Дом-2», с другой стороны — телепроект «Имя Россия».
В первом случае — апофеоз духовного убожества и нравственного распада в человеческих существах, лишенных корней и мыслей, крайний случай национального вырождения. Во втором — наглядное выявление для человека глубинной связи между историческими временами его Родины и им самим, его судьбой и будущим его детей.
И если в первом случае наш долг состоит в том, чтобы всеми силами оказывать нравственное сопротивление мороку и тлену, разлагающему живую душу народа, то во втором мы обязаны принять деятельное участие в богоугодном деле. Ибо в этом, в частности, и заключается духовная брань наших дней.
Поступая так, мы поможем не только себе, но и ближнему. Ибо чем больше наших соотечественников и единоверцев соберется на светлой стороне жизни, тем меньше людей должно остаться на сумрачной, во тьме и сени смертной.
Бог даст, с помощью этого нашего другого, облагороженного и взыскующего высоких целей телевидения будут воспитываться другие зрители. А из них сформируются и другие граждане, взращенные на прекрасных примерах нашей славной истории.
И кто знает, быть может, лучшие из них с Божией помощью во благовремении пополнят собою сонм великих имен России.
Интервью полностью здесь
Проект "Имя России"