На главную!
Однако единственный, по Его мнению, приемлемый путь добиться спокойного отношения к смерти и вечности, предлагаемый Востоком, всё-таки не мог найти отклика в Нём... Казалось нелепым тратить жизнь на то, чтобы привести себя в состояние полного безразличия к ней.
Виктор Цой, "Романс"
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Тайна притягательности песен Виктора Цоя


Леонид Соснин, 27.10.2008
Как ни крути, а песни Цоя мало кого оставляют равнодушным, по-крайней мере, из русскоязычных слушателей. Кто-то тает: "Витя". Кого-то корёжит: "Цой подавился мацой". Но всех их что-то задевает, а что именно -- понять очень трудно.

Как ни крути, а песни Цоя мало кого оставляют равнодушным, по-крайней мере, из русскоязычных слушателей. Кто-то тает: "Витя". Кого-то корёжит: "Цой подавился мацой". Но всех их что-то задевает, а что именно -- понять очень трудно. Как тут не вспомнить "дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит...". Так всегда бывает с событиями, происходящими на границе сознания. Это вопросы из ряда "каким образом мы можем различать вещи", "как появляются и куда исчезают мысли". Трудность понимания этих вопросов обнажает слабость человеческого разума, а быть слабым никто не любит, это неприятно. Поэтому люди и стремятся всё объяснять наиболее простыми и понятными причинами.

Говорят, будто бы Цой притягателен, потому что он призывал к чему-то. Например, к внутренним переменам. Ничего подобного. Людям вообще не свойственно любить тех, кто к чему-либо призывает. Например, любят ли молодые люди призывного возраста военкоматы? Как воспринимаются призывы повышать эффективность труда на работе? Да и вообще просто выполнять служебные обязанности? Плохо воспринимаются. Да, соглашаются, выполняют, но с недобрым красным глазом. Выхода нет потому что. Люди воспринимают работу как неизбежное зло и это доказывается тем фактом, что пробки в субботу/воскресенье начинаются не раньше 10 утра даже на самых злополучных дорогах. То есть, будучи предоставлен сам себе, человек почему-то не склонен подрываться в 6-7 утра и мчаться куда-то выполнять какие-то служебные обязанности. Люди не любят, когда их призывают что-то делать. На порядок сильнее люди не любят, когда их призывают совершать внутреннюю работу, призывают их изменить свой образ жизни, изменить характер. Многим проще умереть, чем переменить свой характер. Наиболее агрессивный отпор всегда получает критика личных особенностей характера. Ведь критика подразумевает необходимость исправления. Настолько теряют человеческое лицо, что на личности в беседе принято не переходить. Только тронь, можно и костей не собрать. И не собирали, достаточно почитать книги библейских пророков. Как свидетельствует Иисус Христос, люди испокон гнали и убивали пророков. Апостол Павел напоминает об этом так: "были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
(Евр.11:37,38)".

Наоборот, доводилось встречать недоумение со стороны верующих: "Цой? А что Цой? Ну к чему он призывал-то?" А действительно, к чему? Анализируя тексты песен можно найти относительно небольшое количество призывов к действию. Их мало, а потому они у всех на слуху: "Верь", "Верь мне", "Ты должен быть сильным", "Вставай рядом со мной", "Перемен требуют наши сердца". И какие-то они неконкретные. Что значит "верь мне"? В каком смысле "быть сильным"? "Вставай рядом со мной" -- это как? Что, куда и каким образом менять? Очень трудно сформулировать, к чему именно призывал Цой, а потому любой вправе поставить под сомнение наличие призыва как такового. По-крайней мере, пока этот призыв не будет таки сформулирован. Однако, трудность формулировки этого призыва и отсутствие формулировки в авторском исполнении уже говорят о том, что призыв -- это, как минимум, не самое очевидное в творчестве Цоя. Может быть, что-то и есть. Но что?

Также нередки разговоры о "магизъме-шаманизъме". Как такое может быть, что внешне невзрачный, даже стеснительный и угрюмый паренёк, не балагур, не шутник, а внимание привлекает? А это потому, что владел приёмами шаманизма, привлекал внимание людей при помощи магических техник. Такое объяснение мы принять не можем. Во-первых, пользоваться магическими техниками для достижения своих целей -- это нечестно. Недаром считается подлым, например, "приворожить" возлюбленного. Никто не кричит на площади о том, что он приворожил любимого/любимую. Наоборот: скрывают. Есть что скрывать, ведь скрывают дела худые, нечестные, порицаемые. Между тем, Цой ценил честность и одно из первых мест в своём творчестве уделял честности. Совместима ли честность и скрытое использование магических техник для достижения своих целей? Во-вторых, это никакое не объяснение. Любое объяснение предполагает внесение ясности в тёмный, запутанный вопрос. Но в гипотезе "магизъма-шаманизъма" одно неизвестное заменяется другим неизвестным. Действительно, популярность Цоя -- величина неизвестная, которую, собственно, и пытаются вычислить. Но якобы имеющий место быть магизм -- величина ничуть не менее известная. В итоге получается псевдообъяснение: "Почему притягателен?". А потому что "магия и шаманизм". А откуда "магия и шаманизм" и как они действуют, в чём заключаются? Ответа нет.

Сомнительным также представляется объяснение, что песни Цоя притягательны, потому что Цой это выразитель интересов молодёжи. Ну-у... как бы да. Но каких именно интересов и какой именно молодёжи? Обычный интерес молодёжи это тусовки, взаимоотношения с противоположным полом, поиск острых ощущений, уложиться в сессию. Это львиная доля интересов. Какие из них представлены в песнях Цоя? Э-э-э. Затрудняюсь ответить. Скорее наоборот, от такого рода интересов Цой демонстративно отстраняется. В таких песнях как "Мои друзья", "Дети минут" Цой скорее с печалью повествует о вышеупомянутых интересах молодёжи и констатирует разницу между этими интересами и некими другими. А каковы эти "некие другие" интересы, выразителем которых действительно является Цой? Эти интересы и эта молодёжь действительно существуют... "Ну, об этом долго можно рассказывать". Для нашей темы здесь важно отметить то, что интересы, выразителем которых являлся Цой, это интересы "братства одиночек", т.е. заведомо не самые популярные интересы наиболее широких масс. А там где нет речи про интересы широких масс -- там трудно рассчитывать на популярность.

Тем не менее, популярность была, это факт. И если она не основана ни на наличии призыва к внутренним переменам, ни на магизъме-шаманизъме, ни на представительстве интересов широких слоёв населения, то на чём? Я думаю, что на песнях. Причём в большей степени на текстах песен, чем на музыке. Музыка "Кино" также неплоха. Известно, что звучанию песен уделялось значительное внимание, музыканты старались отслеживать современные музыкальные направления, оттачивать мастерство, слаженность игры. Мелодии многих песен изначально творились такими, чтобы их было нетрудно сыграть на акустической гитаре, что также имело целью повышение популярности. Но музыка в песнях "Кино", на мой взгляд, хотя и имеет собственную ценность, тем не менее носит роль вспомогательную. Это роль затравки, приманки, рыболовного крючка, на который ловится первое внимание людей. Вторым эшелоном пойманное внимание человека направляется на тексты, и именно тексты песен обеспечивают песням Цоя стабильную популярность, постоянную притягательность, в которую погружаешься годами и не разочаровываешься. В отличие от текстов песен пустых попсовых однодневок.

Притягательность значительной части текстов Виктора Цоя заключается в использовании им духовного языка (он же образный язык, он же язык притч, он же язык пророков). Наверняка это многим покажется бредом, но предлагаю не зацикливаться на словах, давно уже утративших в массовом сознании своё изначальное значение, а рассмотреть некоторые факты и соображения о механизмах работы человеческого внимания. В чём заключается интерес человека, что его волнует, что заботит? Человека заботят прежде всего стоящие перед ним жизненные проблемы. Наибольшее внимание любой человек обращает на всё то, что эти проблемы может ему помочь разрешить. Из всех явлений, которые могут помочь человеку разрешить его проблемы, наибольшее внимание он обращает на самые обыденные, знакомые для него вещи. Секрет здесь в том, что любую задачу человек стремится решить с вложением минимума энергетических ресурсов. Т.е. из всех способов решения задачи человек стремится выбрать наиболее простой и быстрый. Но чем менее знакомы детали какого-либо способа решения задачи, тем больше труда требуется от человека, тем выше его энергетические траты. Именно поэтому способ решения задачи должен быть изложен через наиболее знакомые и привычные для человека понятия. Самые привычное и знакомое -- это то, с чем мы имеем дело каждый день. Это улица, дом, крыши, свет, солнце, дождь, облака, лес, руки, ноги, еда. Текст, составленный из этих образов будет читаться и пониматься наиболее легко, такой текст сможет понять любой. Именно поэтому в наиболее запоминающихся фрагментах человеческой речи -- поговорках -- используется образный язык. Например, "обжёгшись на молоке дуют на воду". Это легко запомнить и будет понято любым. Между тем смысл этой поговорки гораздо глубже температуры воды и молока, и заключается в особенности человеческой психики выказывать повышенную осторожность даже к посторонним предметам непосредственно после получения какого-либо болезненного опыта. Или "чем дальше в лес -- тем больше дров". И здесь тот же самый механизм: некая серьёзная закономерность окружающей нас жизни словно заворачивается, одевается в примитивные обороты обыденных образов.

Именно на этом языке говорили библейские пророки. Например, можно вспомнить того же пророка Илию, который свой упрёк народу в двоемыслии облёк в такую фразу: "Доколе вам хромать на оба колена?". Конечно, речь здесь не о коленях, пользуясь которыми почти каждый из нас ходит, садится и выполняет другие самые привычные и обычные действия. Какие у народа, т.е. группы людей, могут быть колени? Ясно, что не о коленях это. Но тем не менее, для пущей доходчивости, смысл слов был одет в такую простую и неприхотливую одежду привычных каждому человеку образов.

На этом же языке Иисус Христос излагал перед народом свои притчи. И благодаря особенностям языка образов, содержание этих притч надёжно впечатывалось в сознание каждого слушателя. Не каждый помнит какие-нибудь заумные философские тексты, а притчи помнят почти все. Я сам в своём блоге ставил эксперимент по влиянию и запоминаемости образного языка. Наибольшее внимание людей вызывает текст, изложенный в виде притчи. Например, такой: Паучок. Наименьшее внимание людей будет уделено заумному тексту с использованием абстрактных понятий. Например, такой.

Конечно, было бы неверным сводить феномен притягательности песен Виктора Цоя к одному лишь использованию образного языка. В песнях Цоя перед нами пример комплексного подхода к достижению поставленной цели и стремления к совершенству даже в мелочах. Но важнейшую роль в этом подходе играет использование языка образов, языка притч.

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2008-10-27 11:08:45 (gespenst)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 7683
Комментариев: 13
Версия для печати | Форумная версия

olga
27 Oct 2008, 16:10

В молоко, как говорицца. Собственно, как всегда.


gespenst
27 Oct 2008, 16:32

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2008-10-27 16:10):

Обидку затаили? :wink:


hitmanec
27 Oct 2008, 17:01

Ответ нику gespenst (Леонид Соснин) (2008-10-27 11:08:45):

а что именно -- понять очень трудно


Ну если искать тайные знаки и прочее то конечно не просто :)


damer
28 Oct 2008, 09:00

Ответ нику gespenst (Леонид Соснин) (2008-10-27 11:08:45):

Очень много воды. Ну очень. И много субъективного. Аргументация странная. Например, из факта популярности Цоя вы делаете вывод про "дух, который дышит, где хочет". Сейчас Дима Билан популярнее Цоя. И что, и там тоже дух? Тоже "событие, происходящее на границе сознания"? А для кого-то Иван Грозный и Иосиф Сталин до сих пор самые популярные личности.

Говорят, будто бы Цой притягателен, потому что он призывал к чему-то. Например, к внутренним переменам.


Кто говорит? Можете дать ссылку, от кого вы это слышали?


Людям вообще не свойственно любить тех, кто к чему-либо призывает.


Не убедительно. Например, Бог в своих заповедях призывает людей работать шесть дней в неделю. И есть много людей, которые Его любят. В Новом Завете Иоанн Предтеча говорит воинам:
"никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк.3:14). Фактически это призыв оставаться на воинской службе и жить по правде. Иоанна Крестителя как пророка особо почитают во всем христианском мире. Многим людям (не скажу - всем и всегда) как раз симпатично, когда кто-то их тормошит на совершение каких-либо поступков.

И не собирали, достаточно почитать книги библейских пророков. Как свидетельствует Иисус Христос, люди испокон гнали и убивали пророков.


И причем тогда здесь Цой, песни которого "мало кого оставляют равнодушным"?

Очень трудно сформулировать, к чему именно призывал Цой, а потому любой вправе поставить под сомнение наличие призыва как такового.


Опять не убедительно. В контексте той или иной песни можно понять к чему именно призывает лирический герой Цоя (н-р, недвусмысленное: "что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки" или призыв к "переменам" "в нашем смехе, в наших слезах и в пульсациях вен"). Наконец, для самого Цоя не была важна конкретика. Для него важен был призыв к действию, поступку, переменам. А к какому именно поступку, к каким именно переменам, это каждый слушатель мог решить для себя сам. Цой оставлял своему слушателю такую возможность. В этом особенность его поэтики.

Цой о песне "Перемен": "Эта песня... обращена к внутреннему миру человека. Если хотите, ее можно расценивать как призыв к поступку. Какому поступку, каждый решит для себя сам".

Тем не менее, популярность была, это факт. И если она не основана ни на наличии призыва к внутренним переменам, ни на магизъме-шаманизъме, ни на представительстве интересов широких слоёв населения, то на чём? Я думаю, что на песнях.


Это перл. До этого вы понимали, что "призыв к переменам" и "шаманизм" проявляется в его песнях, а тут вдруг про это забыли. Путаете содержание песен с самими песнями.

Но музыка в песнях "Кино", на мой взгляд, хотя и имеет собственную ценность, тем не менее носит роль вспомогательную. Это роль затравки, приманки, рыболовного крючка, на который ловится первое внимание людей.


Это вы так думаете. А Цой так не думал. Он всегда считал себя музыкантом и не рассматривал свои песни в отрыве от музыки. Вы лишаете Цоя его смысла жизни. Наконец, ваше утверждение подразумевает, что Цой врал, когда неоднократно
говорил:

"Что я хочу? Хочу играть просто нашу музыку. Музыку, которую мы делаем. Хочу, чтобы люди слушали эту музыку, хотя бы немногие люди, хотя бы те, кто могут прийти на концерты, послушать записи… Быть музыкантом и играть то, что ты хочешь, это большое счастье для меня. И жить мне, поэтому интересно".

"Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна".

"Публиковать свои собственные стихи? – Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже, с группой".

"Что важнее – текст или музыка? – Равнозначно".

"Я считаю, что мои тексты не могут существовать без потери в отрыве от музыки. Они рассчитаны на музыку, написаны вместе с музыкой".

"я не могу рассматривать, например, тексты песен в отрыве от музыки".
В чём заключается интерес человека, что его волнует, что заботит?


Вода... Вода... "Очень много течет воды"

Например, "обжёгшись на молоке дуют на воду"... Между тем смысл этой поговорки "чем дальше в лес -- тем больше дров". Именно на этом языке говорили библейские пророки. Например, можно вспомнить того же пророка Илию, который свой упрёк народу в двоемыслии облёк в такую фразу: "Доколе вам хромать на оба колена?".


Вы смешали в одну кучу употребление фразеологизмов, поговорок, пословиц и языка притч. Чудовищный дилетантизм.

1. Притягательность значительной части текстов Виктора Цоя заключается в использовании им духовного языка (он же образный язык, он же язык притч, он же язык пророков).


Вы это утверждаете, но никак не показываете на примерах. Много пустой болтовни, но ни одного слова по сути, ни одного примера.

2. Конечно, было бы неверным сводить феномен притягательности песен Виктора Цоя к одному лишь использованию образного языка.


По-моему, вы уже сами себе противоречите (см.выше и см. ниже).

3. Но важнейшую роль в этом подходе играет использование языка образов, языка притч.


Язык образов и язык притч - это не всегда одно и тоже. Действительно, в песнях Цоя много пословиц, поговорок, фразеологизмов. Согласен, что в этом в т.ч. секрет популярности его песен. Вообще, в поэзии (в т.ч. песенной) употребление фразеологизмов и пр. часто встречается. Но называть это языком притч, языком пророков неправильно.


olga
28 Oct 2008, 12:48

Ответ нику gespenst (Леонид Соснин) (2008-10-27 16:32):

А при чем тут обида?
Просто все это а) уже 10001-я ваша попытка впарить эту свою точку зрения в ограниченном пространстве киноманских форумов б) совершенно неверный подход с неверными выводами, до неузнаваемости исказивший облик подлинного, реально существовавшего Виктора Цоя.


damer
28 Oct 2008, 18:02

Ответ нику olga (Ольга Лехтонен) (2008-10-28 12:48):

уже 10001-я ваша попытка впарить эту свою точку зрения в ограниченном пространстве киноманских форумов


Это как раз здорово. Форум для этого и существует, чтобы каждый мог "впаривать свою точку зрения". Появление двух последних статей Соснина я расцениваю как исключительно положительное явление. Ведь до этого нам приходилось довольствоваться отдельными репликами, из которых трудно было составить представление, что у него в голове. А тут целых две статьи. Сразу всё понятно и, главное, наглядно: противоречивость суждений и пренебрежение фактами, отсутствие конкретики и обильное поливание водой.

Во всяком случае, критиковать стало горазде легче.


hitmanec
28 Oct 2008, 18:52

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2008-10-28 18:02):

А какая первая то статья из двух не пойму?


damer
28 Oct 2008, 18:54

Ответ нику hitmanec (Владимир) (2008-10-28 18:52):

Йя-Хха


600azd
28 Oct 2008, 19:21

А мне во всех его песнях слышиться, что он и очень скоро снесёт наш мир.


damer
28 Oct 2008, 19:53

Ответ нику 600azd (2008-10-28 19:21):

Мало ли кому где и что слышится.


gespenst
8 Jan 2009, 12:37

Ответ нику damer (Андрей Дамер) (2008-10-28 09:00):

Например, из факта популярности Цоя вы делаете вывод про "дух, который дышит, где хочет".

А кто Вам сказал, что я делаю такой вывод? Этот Ваш комментарий отличное свидетельство Вашей предвзятости. Из текста, который Вы критикуете, не следует однозначно того вывода, который Вы мне приписываете.

Среди приличных людей в таких случаях принято задавать вопрос, так чтобы автор мог прояснить свою позицию более подробно.

Среди клеветников и лжецов принято заниматься передёргиваниями, выставляя не понравившегося автора кретином, приписывая такому автору собственные абсурдные рассуждения и "выводы" так, как будто они являются продукцией автора.

На стыд и не рассчитываю, т.к. знаю, что клеветать для Вас -- дело обычное.

Кто говорит? Можете дать ссылку, от кого вы это слышали?

Это в Вашем собственном сообществе в ЖЖ написано, странно, что Вы не в курсе.

Цитирую из материала:

Одним из секретов успеха популярности Виктора на мой взгляд состоит в том, что он повествует нам о том, что для того, что бы жить достойно и подобающе в нашей Великой, но все таки многострадальной стране необходимо первым делом сделать перемену внутри самого себя. Виктор это понимал и в целом ряде песен ставил во главу угла данный вопрос.


Многим людям (не скажу - всем и всегда) как раз симпатично, когда кто-то их тормошит на совершение каких-либо поступков

1. Почти всех библейских пророков убивали за то, что они говорили правду и обличали окружающих людей в лицемерии и призывали к жизни по истине.

2. Иисуса Христа убили именно потому, что он свидетельствовал об истине, обличал лицемерие релизиозных людей того времени и призывал к отказу от служения миру сему в пользу служения Богу.

3. В любой организации требование начальства исполнять дополнительные служебные обязанности без сопровождения этого дополнительной оплатой встречается в штыки. Это касается и уровня государства и уровня мелких предприятий.

Собственно, Вы спорите с реальностью в этом вопросе. Любой человек стремится к минимизации затрат энергии в достижении своих целей и склонен относиться враждебно к попыткам повесить на него дополнительную работу, смысла в которой он не видит. Это очевидные вещи.

И причем тогда здесь Цой, песни которого "мало кого оставляют равнодушным"?

Притом, что наибольшей популярностью пользуются песни о том, как всё хорошо в этом мире и прекрасно. Навроде Киркорова и т.д.

Опять не убедительно. В контексте той или иной песни можно понять к чему именно призывает лирический герой Цоя

Призывы есть, я не спорю, об этом в критикуемом Вами тексте написано прямо. Но их мало и они неконкретны, причём их неконкретность Вы сами подтверждаете цитатой из одного из интервью.

Это вы так думаете. А Цой так не думал. Он всегда считал себя музыкантом и не рассматривал свои песни в отрыве от музыки.

Вы с чем спорите-то? Перечитайте критикуемый текст. Я там не утверждаю что музыка для Цоя это ненужная вещь. Наоборот -- раскрываю место музыки.

Есть, кстати, и интервью в котором Цой в противовес мнению Курёхина о неважности текстов говорит о том, что тексты очень важны. Ну Вы знаете, не цитировать же.

Язык образов и язык притч - это не всегда одно и тоже. Действительно, в песнях Цоя много пословиц, поговорок, фразеологизмов. Согласен, что в этом в т.ч. секрет популярности его песен.

Забавно, что Вы с этим соглашаетесь, хотя чуть раньше требовали примеров в доказательство этого утверждения. Примеры, кстати, даны в тексте:

Самые привычное и знакомое -- это то, с чем мы имеем дело каждый день. Это улица, дом, крыши, свет, солнце, дождь, облака, лес, руки, ноги, еда. Текст, составленный из этих образов будет читаться и пониматься наиболее легко, такой текст сможет понять любой. Именно поэтому в наиболее запоминающихся фрагментах человеческой речи -- поговорках -- используется образный язык.


Очевидно, что тексты песен Цоя просто заполнены словами типа улица, дом, крыши, свет, солнце, дождь и т.п. Зачем Вам конкретные примеры из песен, Вы наверняка и так знаете? По-моему это Ваше требование примеров -- классический пример попыткы "докопаться до столба".


hitmanec
8 Jan 2009, 13:45

Ответ нику gespenst (Леонид Соснин) (2009-01-08 12:37):

Одним из секретов успеха популярности Виктора на мой взгляд состоит в том, что он повествует нам о том, что для того, что бы жить достойно и подобающе в нашей Великой, но все таки многострадальной стране необходимо первым делом сделать перемену внутри самого себя. Виктор это понимал и в целом ряде песен ставил во главу угла данный вопрос.


Между прочим это мои мысли и Андрей тут не при чем


gespenst
8 Jan 2009, 15:32

Ответ нику hitmanec (Владимир) (2009-01-08 13:45):

Между прочим это мои мысли и Андрей тут не при чем


А я разве утверждал, что это мысли Андрея?



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Разное":

  • Памятник Виктору Цою в Питере
  • Ответ на протест от редакции программы "Битва экстрасенсов"
  • "Жестокая логика гибели Виктора Цоя"
  • Памятник Виктору Цою в Питере - подписной лист (часть 2)
  • Письмо протеста к каналу ТНТ
  • Фотореализм Виктора Цоя
  • Точка зрения на ситуацию с авторскими правами на творчество Виктора Цоя
  • Случайно найденное крео
  • Новости о памятнике_часть 2
  • Виктор Цой обидел Трахтенберга



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.025242 сек.