На главную!
Но Бог – не ангел, он просто такой, как он есть…
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

Рашид Нугманов о Викторе Цое


Рашид Нугманов, 06.03.2006
Ответы с сайта КУБ

ВОПРОС

Как вы познакомились с Виктором?

ОТВЕТ

Через Костю Кинчева. А с Костей в Москве познакомил оператор Леша Михайлов, осенью 85-го. С Костей мы обсуждали проект будущего фильма. Вроде глянулись друг другу, и он дал добро на свое участие. Тогда он еще не снимался во «Взломщике», и на кино был не обломан. Мы, кстати, вместе с ним, Сашей Башлачевым и Славой Задерием обсуждали и другие сценарии – вернее, какие-то отрывочные эпизоды и образа. Я стал часто ездить в Питер, где познакомился с БГ – просто пришел к нему домой и познакомился. Стали и с ним толковать про то, про сё, включая и мой проект. Через несколько встреч БГ тоже дал добро. Потом зима подошла к концу и в очередную мою поездку в Питер Костя позвонил Цою и договорился о встрече со мной. Порекомендовал, мол, парень свой. Встретились у метро «Владимирская». Витя пришел с Каспаряном. Оба в черных пальто до пят, черные волосы, неоромантики. Пошли пешочком в рок-клуб на Рубинштейна 13, и я им по пути рассказал про «Короля Брода». После этой встречи мы стали с ним много видеться, и по приездам в Питер я часто у него с Марианной на проспекте Ветеранов останавливался.

ВОПРОС

Вы задействовали Цоя в некоторых своих кино-проектах, как с ним «работалось»?

ОТВЕТ

Я никогда не «работал» с ним в полном смысле этого слова. Мы просто жили, и кино было частью жизни. А жилось легко и приятно.

ВОПРОС

Благодаря Вам Виктор Цой долгое время находился в Алма-Ате и судя по кадрам «Иглы» побывал и в степях Казахстана (особенно незабываемые кадры, где главные герои живут в казахской мазанке). Как он ленинградец относился к Алма-Ате, Казахстану, его обитателям?

ОТВЕТ

Цой в детстве несколько раз бывал в Казахстане, в Кызыл-Орде, откуда родом все его родственники по отцу, там и степей насмотрелся. Но Алма-Ату раньше не видел. Город он принял сразу и чувствовал себя вполне комфортабельно и уютно. Да и как иначе в Алма-Ате? В гостинице, правда, наотрез отказался жить и несколько месяцев прожил у нас с братом. Он и Новый Год с 87-го на 88-й встретил у нас – мы всё ждали настоящего ночного снегопада на Тулебайке, чтобы финальный эпизод снять.

ВОПРОС

Недавно слышал, что «Звезда по имени Солнце» и «Место для шага вперёд» написаны Цоем под воздействием Алма-Аты. Как вы думаете, правда ли это и как вообще воздействовала Алма-Ата на творчество Цоя?


ОТВЕТ

Про воздействие лучше всего он сам бы ответил. Если бы ответил вообще. Но могу совершенно точно сказать, что и «Звезду», и «Белые дни» (т.е. «Место для шага вперёд») написал в Алма-Ате. Знаю, потому что придумывал он их на моих глазах, на моей гитаре.

ВОПРОС

В песне "Место для шага вперед" поэтический образ: "белые горы и белый лед". Мне кажется, что это память Виктора об Алма-Ате (ведь после Питера это был второй его любимый город), а именно о леднике Туюксу. Я могу ошибаться. Был ли Виктор на Туюксу?

ОТВЕТ

Насколько я знаю, на Туюксу он не был. Все время, когда он бывал в Алма-Ате, мы проводили вместе, за редкими исключениями, например, когда ходил в местный ресторанчик к корейцам. Но в сторону Туюксу мы действительно ездили. Это было во время озвучания "Иглы", где-то в марте 1988 года, наверное. Тогда приехал Петр Мамонов на озвучку, и откуда-то возникла идея съездить на Туюксу и Чимбулак (который мы называли "Шамбалой" – якобы там эта мифическая страна расположена). И вот вчетвером: Виктор, Петр, я и мой брат за рулем "Газика" отправились в поход. Заехали высоко, стало очень холодно, пасмурно, продрогли как цуцики, все одеты кое-как. Остановились, вышли облегчиться. Потом Виктор говорит, ну что, посмотрели, можно и домой. Все захохотали. Петя сказал: "Отличная поездочка". И мы двинули назад. По пути по настоянию Петра заехали к какому-то подвернувшемуся лесному обитателю в избушку, он нас чаем напоил, и Петя долго и вдумчиво с ним о чем-то беседовал. Эта избушка и старичок ему страшно понравились. А Виктор, вполне возможно, тогда и песню придумал. Он потом впервые спел её у нас дома. Все сразу поняли, что она про Алма-Ату, а строка: "У меня есть братья, но нет родных" – это о нас с братом. У Пети же алма-атинские переживания вылились в строчку "Врачи из Алма-Аты" в песне «Пробковый пояс».

ВОПРОС

В своем ответе Вы пишите, что Чимбулак «мы называли «Шамбалой» - якобы там эта мифическая страна расположена». Прошу прощения за эзотерические вопросы, но из Вашего ответа можно подумать, что Цой увлекался идеями о Шамбале. Увлекался ли? Кого Вы имеете в виду, говоря «мы называли…»? В каком смысле (и всерьез ли) вы сравнивали Чимбулак с Шамбалой? И главное - Что и где такое Чимбулак? На Туюксу-то я был.

ОТВЕТ

Да нет, увлечения Шамбалой я в Викторе не замечал. Впервые Чимбулак назвал "Шамбалой" Рокамболь, когда он приезжал в Алма-Ату в начале 80-х. Это он увлекался такими идеями. Мы же чисто иронически слово употребили: "Поедем, мол, поглядеть на Шамбалу"... Мы – имеется в виду наша маленькая компания, которая предприняла ту вылазку (Петя, Виктор, брат и я). Чимбулак – это горнолыжная база за Медео, от неё ведет дорога к Туюксу. Если вы были на Туюксу и добирались туда со стороны Алма-Аты, то наверняка проезжали мимо Чимбулака.
Задачи доехать до Туюксу у нас не было. Ехали в воображаемую "Шамбалу", поглядеть на горы.

ВОПРОС

В ИГЛЕ песня Бошетунмай звучит за кадром в такие моменты, когда так или иначе проходит тема наркомании. Почему? Какова Ваша версия значения слова "бошетунмай". Среди поклонников Виктора есть мнение, что этим словом Виктор призывает некое божество.

ОТВЕТ

Эта песня звучит там, где появляется Игорь Старцев, играющий сборщика конопли. Она звучит якобы в его "Вокмане" (он постоянно в наушниках, помните?). "Бошетунмай" – это конопля, анаша, гашиш, марихуана. Именно в таком смысле слово использовано в песне, и именно так его Виктор трактовал. Другие синонимы, звучащие в песне - "план", "чай" и "центр". Подпевка Джоанны "Моя крыша поехала" тоже из этой оперы. Возможно, у слова есть другие смыслы, но я не припомню их применения. Этимология слова мне неизвестна, и, честно говоря, я не спрашивал о его происхождении. Оно в очень узком кругу применялось и наверняка не получило бы распространения, если бы не песня Виктора. Кто придумал слово? Не Виктор, точно. Он и анашой-то не баловался. Сдается мне, кто-то из среды "Новых художников". Больше всего подозреваю Олега Котельникова, который был мастер в придумывании ходячих терминов типа "Асса" и "ее". Может Евгений Юфит, автор "Мжалалы". Надо их порасспросить. Андрей Медведев тоже может знать точное происхождение. Приписывание этому слову всяких других значений – это наверняка стеб в стиле ассовской тусовки, мистификация. Как цоевский "Романс". Кстати, когда он впервые прочитал мне "Романс" в кочегарке, он предложил мне возродить подполный журнал о роке, который я когда-то выпускал с Евгением Бычковым под названием "Згга". Виктор горел идеей публиковать в нем разные мистификации под видом фактов и репортажей с событий, которых никогда не было, или рецензии несуществующих альбомов, концертов и записей, чтобы фаны за ними гонялись впустую. Этот стиль – неотьемлемая черта раннего Цоя, когда правда и ирония могут тесно переплетаться. Надо учитывать такой стиль при расшифровке понятий типа "бошетунмай", относиться к ним с равной степенью иронии, иначе рашифровка станет невозможной в принципе.

ВОПРОС

«Романс». Как понимать Ваши слова: «Приписывание этому слову всяких других значений – это наверняка стеб в стиле ассовской тусовки, мистификация. Как цоевский «Романс»?

ОТВЕТ

Романс накрепко связался у меня с идеей мистификации. Он сначала прочитал этот рассказ, потом, отталкиваясь от него, говорили о всяких мистификациях, включая кино, и закончили "Зггой". Думаю, в "Романсе" отразился именно тот подход, когда реальность перемешивается с фантазией до такой степени, что разделить их невозможно. Переживание и стеб, боль и ирония, мечта и насмешка над мечтой, геройство и бравада – все вместе, неразделимо. По-человечески. С самого начала Виктор читал и мою абсурдистскую полупрозу-полупоэзию. Романс перекликается с ней в чем-то, хотя о влияниях судить не возьмусь.

ВОПРОС

До сих пор не можем найти в хорошем качестве версию «Бошетунмая» из «Иглы»!

ОТВЕТ

Виктор дал её сам на кассете и попросил после этого не тиражировать, использовать только для "Иглы". Думаю, у Джоанны может быть копия в хорошем качестве, она участвовала в записи (фраза "крыша поехала"). Сейчас спрошу у неё. Тем не менее, желание Виктора надо уважить и не тиражировать. Разве только использовать для перезаписи "Иглы" на 5 каналов, если случится такое. Можно было бы сделать и специальный стерео-микс "Иглы" минут на 40-45, который можно было бы выпустить как CD, сохранив элементы звукоряда (типа дрезины как в данном случае).
Джоанна только что ответила на мой вопрос о другой версии "Бошетунмая":
«Hi Rashid, Good to hear from you. How is everything going? I'm not sure I have that song on an album but it is on my video hits that was released by Moroz Records. I met a friend of yours and helped him get a house to lease for a year - Timur Bekmambetov. He's such a nice guy. Anyway, hope all is well and let me know what you're up to, Joanna».

ВОПРОС

В творчестве Цоя есть много «не озвученных» или неожиданных сторон. Например, его эксперимент с песней «Группа крови», которую он записал на английском языке. Откуда у него такая идея появилась?

ОТВЕТ

Это идея Джоанны, насколько я знаю. Бытовало такое мнение (поддержанное, кстати, тем же журналом SPIN), что «Кино» – единственная из советских рок-групп, которая имела реальные шансы на успех в Америке (опыт БГ, как помните, был не очень удачен). Но чтобы это случилось, песни якобы должны быть непременно на английском. Вот Виктор и попробовал. Думаю, он делал это скорее ради интереса, нежели серьезно. Была еще какая-то песня на английском, напомните мне? Он с кем-то в паре её пел, кажется с той же Джоанной и пел. Я помню, как ему нравилось там свое пение, особая басовитость голоса.

ВОПРОС

В его черновиках (из архива Марьяны Цой) найден неизвестный текст на двух машинописных листках. Называется «17 декабря». Текст по жанру представляет собой нечто среднее между «потоком сознания» и «стихотворением в прозе». У нас есть сомнения в том, что это написано Виктором. Может, Вы что-то об этом знаете?

ОТВЕТ

Никогда не видел этот текст. Цой обычно писал от руки. Я лично никогда не видел его за печатной машинкой. Мои прозо-стихи, наоборот, большей частью были машинописными, особенно в тот период – такими я их и Виктору давал. Никаких других знаков на черновике нет? Хоть что-то, что могло подсказать бы?
Интересный момент с электричкой мне напомнил этот текст. В 1973 году летом во время учебы на архитектурном факультете я проходил практику в Ленинграде, и нас поселили у парка Победы – там, где маленький Цой жил с родителями. Один из стихов, который я там написал, был об электричке, которую я увидел из высокого окна общаги. Потом уже в Алма-Ате показал Виктору ту тетрадку, и мы вместе повесeлились над такими мистическими совпадениями.
А вот эти строчки: "Снег. Фонарики... Дайте закурить! " - напоминают Иглу. "И высоко в небе летит самолет." (из «17 декабря» - прим.)

ВОПРОС

Как Вы считаете смог ли Цой писать песни и музыку сегодня, при современном шоу-бизнесе?

ОТВЕТ

Музыку писать, думаю, смог бы, и успешно. Не люблю говорить в сослагательном наклонении, но все же, по моему мнению, Цой из всех своих современников-рокеров был единственным, способным эволюционировать и добиться успеха на международной арене (пусть в скромных масштабах) – то, что не получилось у БГ, например, или чем не захотел заниматься Петя Мамонов. В современном же российском шоу-бизнесе, наверное, держался бы особняком, своей планетой с армией своих поклонников. К тому же наверняка занимался бы не только музыкой, но и живописью, которую никогда не бросал, и, безусловно, много снимался бы в кино. Возможно, мы увидели бы и другие неожиданные стороны его личности. Он был вполне универсальным человеком, с ярко выраженным талантом во многих сферах.

ВОПРОС

Можете ли Вы уточнить, какого цвета была последняя машина Виктора? Я объясню, откуда мой вопрос. Если опираться только на газетные публикации, то получается какая-то ерунда (белая, темно-синяя, цвета мокрый асфальт).

ОТВЕТ

Вот цвета, хоть убей, не помню. Помню, страшно грязная была, когда по Москве в слякоть катались. Так что на моей памяти это мокро-грязно-слякотный асфальт. В последний раз он на ней с Наташей подвозил меня в гостиницу посольства Казахстана, на Чистопрудном.

ВОПРОС

Как вы думаете, менталитет, характер, творчество Цоя тяготело к западному или восточному?

ОТВЕТ

Это была гармоничная смесь. Я бы сказал, глазами он любил все дальневосточное: стихи, нецке, боевые искусства, графику. А ушами – западное, в его музыке восточных влияний не нахожу.

ВОПРОС

Нередко приходится слышать нечто наподобие: "Цой не пророк, потому что он пил, курил и ругался матом". Иногда в этот список добавляют злоупотребления наркотиками и женщинами (в чём лично я сомневаюсь). Но разве пророк - это из области курения или пития вина?

ОТВЕТ

Про пророка не знаю, но могу засвидетельствовать: Цой курил много, пил вполне в меру (никогда не видел его напившимся, во всяком случае), матом не ругался, иногда мог ввернуть ради шутки (как в том примере с Эдом, что я привел), наркотики вообще не употреблял и в «злоупотреблении женщинами» мною не замечен. За пять лет, что я его знал, был он только с двумя: сначала с Марианной (его первая жена) и затем до самой гибели с Наташей Разлоговой. О других не знаю.
Однажды, где-то в мае-июне 87-го года, когда он еще жил с Марианной, в одно из наших ночных шатаний по Питеру забрели к кому-то в гости, и к утру легли рядками поперек разложенного дивана, человек пять. Он в эту ночь шутки шутил с одной девчонкой и, чтобы она не ушла, сковал себя с ней наручниками. Так и пролежали на диване скованными, пока не рассвело. И это самое злостное из злоупотреблений женщинами, которое я от него видел. Девушка наутро была торжественно раскована, но так и не ушла, и мы все пошли в ларек покупать утреннее пиво. Эта девушка потом создала группу «Колибри» и пела в ней.

ВОПРОС

Меня не покидает странное ощущение, что в жизни Цоя важное значение имела некая мистическая составляющая, которая особенно не скрывалась, но и специально не подчёркивалась. Мистическая составляющая - название условное. Как правило, всё то, что связано с Библией - это удел людей иного склада, не позволяющих даже предположить такое чтобы Цой, или Рашид Нугманов - могли бы быть пророками в самом настоящем, библейском смысле слова. В присутствие мистической составляющей я поверил тогда, когда Цой мне однажды приснился под утро. Но вот вопрос, насколько близко такое восприятие Цоя к реальности? Это всего лишь сон, порождение сознания, фантазии о человеке, которого я никогда не видел и не понимал? Как Вы думаете, Рашид?т

ОТВЕТ

Мне сны с Цоем постоянно снятся, все эти годы, причем многие подробности при пробуждении остаются в памяти - точно так же, как тот сон за несколько часов до его гибели (я описывал его в книге воспоминаний). Однако толковать это как-либо не берусь, в силу той же своей философии "пустого сосуда" предоставляю такое право другим. Всё же для меня Цой – не дух, а реальный человек. Но не могу отрицать и сильного духовного воздействия Виктора на многих людей, не знавших его лично. Этот дух есть, и объяснить его только фантазией, больным воображением поклонников было бы слишком просто.

ВОПРОС

Как Вы относитесь к людям, считающим Цоя богом, пророком или святым?

ОТВЕТ

Я не приветствую обожествление Виктора, ведь для меня он живой, близкий человек. Но и осуждать никого не берусь. Если это помогло кому-то в жизни, ради бога. Ну а если помешало... увы, вины Виктора в этом нет.
Виктор был далеко не святым, и уж тем более не относился к себе как к пророку. При этом невозможно отрицать, что он оставил после себя невероятно высоконаэлектризованное поле. Я устал видеть сны о нем, хотя человек я совершенно не мистически настроенный.

ВОПРОС

Что Вы думаете о Талгате Нигматуллине?

ОТВЕТ

В любом случае, феномен увлечения всякими сектами, довольно распространенный в 70-80-е годы, обошел меня стороной, хотя одно время резал примитивные "дзеновские" флейты из бамбука и играл на них. Но это чисто для развлечения. Талгат Нигматуллин же, насколько я понимаю, попал под очень серьезное влияние своего "гуру", который его и убил. Все это очень далеко от моего мира. И, кстати, от мира Виктора Цоя, коли его здесь упомянули.

ВОПРОС

Виктор не получил систематического образования (н-р, в отличие от Вас), но не секрет, что его песни очень ассоциативны. Как Вы думаете, откуда все это? Только ли талант (свыше)?

ОТВЕТ

Это уже эзотерический вопрос. Не моё поле, по большому счету.


ВОПРОС

Кто же всё-таки, по-вашему, Виктор Цой – последний герой, романтик, Мистер Икс или кто-то ещё?

ОТВЕТ

Цой – это Цой, и никто другой.

ВОПРОС

Сегодня прочитал в газете, что в Москве установят памятник В.Цою. И я подумал - почему бы и в Алматы не установить памятник Виктору?! Это было бы здорово! Что Вы думаете по этому поводу? Могли бы Вы как-то способствовать положительному решению этого вопроса?

ОТВЕТ

Поскольку Виктор - мой близкий друг, мне все его скульптурные изваяния кажутся фальшивыми, и я лично просто не смог бы городить еще один. По мне, стена Цоя на Арбате гораздо живее любого из них.
По-моему, я уже создал памятник Виктору в "Игле", и другой - в "Йяххе". Что можно было бы сделать - это поработать над авторской ДВД-версией "Иглы" и "Йяххи", тщательно выставив изображение и заново переписав звук на 5+1 каналов. Туда бы я добавил и новый материал, снятый самим Виктором на видеокамеру, смонтировав его с имеющимися архивными сьемками и озвучив неизвестной музыкой, которую он писал к "Игле" (не вся она была использована). Дай бог, однажды сделаем это.

ВОПРОС

Вот уже несколько лет как Виктор Цой ушел из жизни. Что вы чувствуете спустя столько лет?

ОТВЕТ

До сих пор не могу поверить, что его нет. Кажется, сейчас позвонит и скажет: «Привет, давненько не виделись. Как ты?»

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2006-03-06 09:09:55 (damer)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 7255
Комментариев: 2
Версия для печати | Форумная версия

ram
21 May 2010, 19:23

Ответы на вопросы все достойные.
Жаль что с нами нет Виктора, сколько не написано и не исполнено песен, не снято фильмов. Очень надеюсь что Нугманов найдет возможность переиздать Иглу с новым звуком с включением в фильм не изданнных ранее произведенияй Цоя.


Ship
19 Oct 2011, 12:41

Пустая пачка (9.7.06)©

Человек шел, погруженный в пучину своих мыслей, увидел кран перед собой, указывающий в обратном направлении. Человек закурил и развернулся. Кран через квартал указал направо. Через два крана круг замкнулся. Человек сел на более-менее равноудаленном расстоянии от кранов, закурил последнюю сигарету, смял и выкинул пустую пачку, и заплакал...
Краны медленно приближались, скрипя и крутя пустыми башнями...



Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Разное":

  • Памятник Виктору Цою в Питере
  • Ответ на протест от редакции программы "Битва экстрасенсов"
  • "Жестокая логика гибели Виктора Цоя"
  • Памятник Виктору Цою в Питере - подписной лист (часть 2)
  • Письмо протеста к каналу ТНТ
  • Фотореализм Виктора Цоя
  • Точка зрения на ситуацию с авторскими правами на творчество Виктора Цоя
  • Случайно найденное крео
  • Новости о памятнике_часть 2
  • Виктор Цой обидел Трахтенберга



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.020521 сек.