На главную!
Если не хочешь ошибиться завтра, говори правду сегодня.
ГАЛЕРЕЯ   СТУДИЯ   ФОРУМЫ   ЧАВО   ЛЕТОПИСЬ   ПОИСК

"Все дороги ведут в мой магазин"


Сергей Фирсов, 22.07.2007
Олеся Степанова, ROCKMUSIC.RU//5-6 04.03.2004

Сергей Фирсов - человек, у которого есть, наверное, записи всех групп и чуть ли не всех рок-концертов, проходящих в стране. А чего у него нет, того, скорее всего, и не было вовсе. Чего только не найдешь в его большой питерской квартире, на многочисленных полках, заставленных видеоматериалами, пластинками, кассетами. Многие концерты Фирсов записывал сам, будучи бессменным звукорежиссером легендарного Ленинградского рок-клуба. В активе и архивах "Аквариума", Юрия Шевчука, Егора Летова и многих, многих популярных и малоизвестных групп есть его работы.

Как ты дожил до мысли открыть музыкальный магазин?

Ну, дожил... Много лет пытался открыть. Он в моей жизни не единственный. Вообще, один из первых музыкальных магазинов в городе был именно мой. Он базировался в Ленинградском рок-клубе на Рубинштейна, 13. Такой небольшой прилавочек в закуточке, с продававшимися кассетами, плакатами... Он был совсем неофициальный, поэтому долго не просуществовал. А этот нормальный, официальный полностью. И мой. По крайней мере, я там хозяин.

Ты бизнесмен или торгаш?

И не бизнесмен, и не торгаш. Я... не знаю. Магазин - это средство к существованию, это возможность что-то делать, что-то выпускать, кого-то продюсировать.

Продюсирование, похоже, твоя карма. Ты записывал и выпускал Егора Летова, Янку...

БГ, Шевчука, Башлачева, Машнина. Янку с Летовым просто записывали дома. Для французов. У ребят вообще не было акустических записей. Специально, чтобы выпускать во Франции пластинку, делали записи у меня. Правда, пластинка там так и не вышла. У Андрея Машнина я работал директором, поэтому все его альбомы продюсировал. Сидел сам за пультом. Я все это делаю для души, а не для денег. Если бы еще с этим пришли деньги, было бы вообще здорово. Но не получается.

Хотя бы иногда приходят?

С группами - нет.

Твой самый любимый проект?

Их несколько. Башлачев, Янка. Естественно, Летов. У Машнина отличные альбомы, я считаю.

Чем ты руководствуешься при решении помогать музыканту: его творческим потенциалом или человеческими отношениями с ним?

Для меня важны в первую очередь люди. И материал, конечно, важен. Все, с кем я работал, были очень талантливы. С неталантливыми неинтересно работать.

Янка успела не так много песен зафиксировать за свою коротенькую жизнь. Твои записи- ценнейший материал. Как ты ее для себя открыл?

Летов про нее рассказывал. Принес первые записи. Потом она сама приехала. Неожиданно абсолютно. Просто позвонила и сказала, что она тут, она приехала. И пришла в гости. Записывать я ее начал только во второй или третий ее приезд. В конце восьмидесятых у меня жили все, вот тогда я ее материал и записал. До этого необходимость не возникала.

У тебя был известный своей открытостью дом в Питере. Эдакая ночлежка с интеллектуальными беседами для рок-н-роллеров.

Была, была. Сейчас-то, конечно, нет. А раньше у меня все жили много лет. Дневали и ночевали. У меня и на "Камчатке".
Сама знаешь, там, в котельной, сменяя друг друга, тысяча людей жила.

Сегодняшний твой проект как называется?

Я сейчас работаю с единственной группой "Пасхальное Шествие" из Харькова. Типа директора. Пытаюсь ребят в Питер перевезти, хотя пока не получается. Это самая известная сейчас, не считая "Разных Людей", харьковская команда. Двое из четырех музыкантов уже перебрались жить в Питер. А один, самый главный, все не едет. Не можем его никак уболтать. Он такой домашний человек, тяжелый какой-то на подъем. За этот год я переделал все, что можно было. Я сделал им около двадцати концертов. Они у меня на фестивале "Окна открой" сыграли, несколько рецензий было. Но оттого, что этот Леха сидит в Харькове упорно, я думаю, что просто все остановится. Нельзя работать с группой, которая живет в другом городе.

Ты считаешь, что их может ждать большое будущее и имеет смысл выдергивать их с родной почвы?

Да. Я год ими занимаюсь и слышу самые лучшие отзывы. Я уже кассету их выпустил. Она хорошо продается, и компакты хорошо продаются. Ребята не так много гастролируют, но группа очень хорошая. Сочетание отличное. Музыкально интересны, хорошие тексты, играют очень здорово. Играют уже пятнадцать лет. Больше десяти альбомов у них. Питательная харьковская музыкальная почва? Ты знаешь, я не считаю, что дело только в этом. Конечно, Харьков плодородный город. В первую очередь благодаря Саше Чернецкому, ну и другим... Когда есть какая-то аура в городе, то, естественно, легче возникают любопытные группы. Но, в принципе, сама знаешь, группы у нас талантливые возникают черт знает где. Абсолютно непонятно, по каким законам. Тот же "Облачный Край" в свое время. Если есть человек, ему это интересно, он этим занимается, значит, будет группа. Вот мне с "Пасхальным Шествием" интересно, классные ребята. Это конкретно. А так я много кому помогаю. Сейчас еще одна команда рядом со мной - "Оркестр Че". За "Пасхальным Шествием" уже пошли группы, разве что в очередь не встали. Делаю им какие-то концерты, дальше, может быть, чем-то еще помогу. Знаешь, в чем основа продюсирования? Свести нужных людей, чтобы они потянули за собой что-то дальше. Так как я всех знаю, то я помогаю. Так как денег нет, то, в основном, советами.

А записываешь их материал сам?

Нет. Я же, в принципе, записывал всегда только концерты. У меня же студии не было своей. Сейчас периодически кого-то записываю, в основном в клубе "Орландина", потому что это самый дружественный клуб. Для меня, по крайней мере. Я пишу тех людей, которые редко приезжают, у которых мало записей, новые группы. Например, появляется какая-то группа, у которой нет записей, и показывает что-то интересное. Я приду, запишу концерт. Они это могут использовать как демо хотя бы. На таком уровне, не больше.

Откуда ты вообще появился в рок-н-ролльной профессиональной тусовке?

(искренне удивившись) Я?! Я всегда в ней был. Поэтому все так и закрутилось. Наверное, даже вокруг меня. Не то, что я пришел... Меня отец подсадил на Высоцкого, на Галича. Я уже потом плавно к рок-н-роллу перешел. Абсолютно без всяких проблем, по накатанной. Для меня что то, что это - одинаково. Мне повезло в чем-то. Я в 1973 году попал на концерт "Россиян". Тогда, когда о них вообще мало кто знал. Попал просто случайно. Стал ходить на них постоянно и через это уже пошел дальше. Потом послужил в армии, вернулся, а тут открылся Ленинградский рок-клуб. И все, я в него и пришел. Не как Сергей Фирсов, не как звукооператор, а как никто. Потом стал приносить деку и писать концерты, так как никто ничего не приносил и ничего не писал. А мне это стало интересно. Потом со всеми перезнакомился: Виктор Цой, БГ - все стали давать свои оригиналы, свои обложки. Я начал распространять их альбомы. И все это пошло без всяких напрягов.

В годы юности наших сегодняшних звезд ты понимал, с чем ты сталкиваешься, с кем работаешь?

Да, конечно. Я понимал, что эти люди талантливы, что это интересно. И то, что за эту работу меня могут посадить при желании - тоже понимал.

Пытались?

Нет, не пытались. Может, уже времена подоспели попроще... Хотя я достаточно рано этим начал заниматься, в 1982-1983-м годах. Тогда еще могли посадить, но просто не посадили. Да у нас в Питере никого за это не посадили. Кто-то, правда, пропал, например, Жора Ордановский. Кто-то -еще чего. Но так, чтобы конкретно за это... Нет. Сажали только, насколько я знаю, тех, кто фильмы переписывал, копировал. А в питерском роке, слава тебе, Господи, никого не коснулось. В Москве, конечно, было жестче. Там кое-кого посадили. Из "ДК" вокалиста, Женьку, посадили, Романова из "Воскресения". У нас как-то все было помягче, на нас все же сквозь пальцы власти смотрели. Ну, и мы, конечно, делали все осторожно, не в каких-то огромных масштабах. В основном распространяли кассеты через своих. Все-таки это не было чем-то таким явным. Люди участвовали достаточно проверенные. Случайному знакомому не давали на улице альбомы. Хотя тот же Жариков в свое время посылал по почте незнакомым людям записи и таким образом распространял группу "ДК".

Одно время ходили слухи, что ты уехал навсегда во Францию, что создаешь там свою студию...

Я прожил там месяцев пять или шесть. Просто ездил в гости. Я не могу там жить. Вообще все чужое для меня. Мне там просто не интересно. А что касается студии... Твоими бы устами... Не складывается ни там, ни здесь, тяжело очень.

БГ, Летов и иже с ними не могут помочь в создании студии?

Обсуждалось много чего, но не состоялось. Не нашлись спонсоры под студию в свое время. Так же, как и с Рок-клубом получилось: был бы там нормальный руководитель... мягко как - заметила? Наверное, можно было бы там сделать шикарную студию, где с удовольствием писались бы группы. В свое время весь этот Дом Народного Творчества, в котором было помещение и для Рок-клуба, можно было прибрать к рукам. Когда Сергей Курехин сидел в комиссии по культуре, он сам говорил: "Давайте, блин, весь этот дом заберем нафиг, и будет большой Рок-клуб". Ну, все же такие были: сперва "Да...", а потом уже никому ничего не надо было. Ведь когда все добрались до денег, повалили на стадионы - всем совсем пофигу стало, что с клубом происходит. А теперь у каждого все свое. У "ДДТ" - свое, у Лени Федорова - свое. А общего ничего нет. Старики ностальгируют по клубу. А в итоге молодым группам писаться негде. Потому что денег у них нет, и студий таких нет. А в любом случае, была бы общая студия, могли бы там писаться и богатые люди, и в то же время могли бы бесплатно интересный материал записать молодые. Но нет этого, не сложилось! Я считаю, что это большое упущение.

"ДДТ" несколько лет назад пытались поиграть в "старшего брата" с молодыми музыкантами. Даже каких-то ребят неизвестных записывали у себя...

Они занимались этим довольно плотно, когда у них была студия на Лиговке. Они писали много кого: "Выход", "Разных Людей"... И выпускали сами. Но они не занимались продюсированием, не занимались распространением, концертами. Они делали только одну деталь из мозаики. А мозаика состоит из самых разных вещей. Поэтому это все тоже, к сожалению, плохо работало. Хотя они записали там немало хороших альбомов, обложки которых сейчас валяются на каком-то складе. Никто ими не занимается.

Тебе не скучно сейчас живется?

Нет, мне всегда живется весело. Я не чувствую никакой невостребованности. Мне, единственно, не хватает денег. То есть времени. В жизни моей не хватает времени. У меня двое детей появилось за последние два года. Поэтому у меня вообще все нормально с веселостью. Старшей дочке - почти два с половиной года. А сыну - год и два месяца. Правда, от разных женщин. Так получилось, но, тем не менее, мои дети. С сыном я живу.

Я видела на фестивале, как ты убегал - домой, сидеть с ребенком. Такой подозрительно заботливый папа...

Когда это поздно происходит, то это наиболее обостренно чувствуется. А так, конечно, у меня планов громадье.

Много лет назад митьки выдали фразу "митьки не сексуальны", на что в рок-н-ролльной среде тут же родился ответ питерским художникам: "А фирьки сексуальны". Так что не удивляюсь громадью планов.

Это я уже говорю о магазине и о выпуске на заработанные деньги компашек интересных групп. Ну и о продюсировании. А что касается митьков, то у меня малый опыт общения с митьками в этой плоскости.

Чем в ближайшее время займешься?

Хочу еще Башлачева издать, Полковника раннего. Машнина раннего. Там большая серия планируется. Хочу еще сделать серию кассет "Забытые группы". По одной, по две песенки просто набрать групп, которые пропали, которые народ вообще не знает. Таких много. Чтобы люди вспомнили хоть немножко. У нас была шикарная группа "ЧП". Там были музыканты из "Бригадного Подряда", из "Народного Ополчения". У них был проект такой, очень интересный. Потом была группа "Гнездо Наркомана", вообще неизвестная. У нее только альбомы. Они никогда не играли, не давали концертов. Их Андрей Тропилло где-то отрыл и записал. И вот так они и валяются, а группа вот такая (большой палец вверх)! И таких групп сотни. Дело даже не в спросе: будет продаваться в любом случае, если я сделаю хорошую рекламу, раструблю об этом. Вот фестивали Ленинградского рок-клуба продаются же...

Башлачев по-прежнему пользуется покупательским спросом?

В семи компашках, что выпущены, есть все до единой записанные его песни. Но они надерганы из разных концертов в сборник. Я же хочу издать ранние концерты: череповецкий, к примеру, 1984 года. Ранние концерты такие душевные! Он еще такой там сырой, но, тем не менее, пробивающийся в мир. Есть еще мои записи. Но мне кажется, что концерт интереснее. Когда идет одна атмосфера, а не кусками надерганное. Башлачев, Янка и "Гражданская Оборона" хорошо продаются. Янку и Башлачева до сих пор народ знает великолепно. Я считаю, что мы в свое время сделали все возможное для этого.

С кем бы ты хотел поработать, но не сложилось пока?

Я всегда любил "АукцЫон" и с удовольствием бы с ним работал, но Федоров меня никогда не брал директором, сколько бы я туда не просился. А просился несколько раз. Может, он по-своему прав, потому что не хотел ссориться со своим директором. Свой отказ он, правда, никак не мотивировал. Знаешь, есть народная такая рассказка. Гаркушу спрашивают: "Почему у вас всегда берут интервью? Есть же еще и Федоров". - "А вы возьмите у него интервью, когда он только мычит в ответ". Федоров - человек немногословный. "АукцЫон" - моя любимая группа на протяжении многих, многих лет. Самая любимая! Я на всех концертах бываю, которые, по крайней мере, в этом Питере проходят.

Может быть, пора начать обнародовать концертники "АукцЫона", не издававшиеся ранее? У тебя же полно материала...

Ну, есть, уже выходила одна пластинка. Да, материала много. Много я писал концертов, но по вопросу обнародования - не ко мне. У них клипов на полтора часа, великолепных, шикарных клипов, которых ни у кого нет. Я считаю, что "АукцЫон" - по клипам мастера. А до сих пор ничего не издано. Надо-то триста долларов, чтобы сделать весь мастеринг, но до сих пор не могут собраться. Федоров - человек, которого надо пинать лопатой. Вот он в студии будет сидеть месяцами по двенадцать часов каждый день, и не надо его заставлять. А что-то организовать, выпустить - на это их не хватает, к моему огромному сожалению. Масса шикарных, профессиональных записей, съемок. Тот же Леша Учитель, который снимал второй свой рок-н-ролльный фильм - "Рок-2": там на сорок минут такой концерт "АукцЫона", где Вовка Веселкин в музыкально-танцевальном экстазе разбивает зеркало и кусками стекла (а он в белом балахоне) водит по себе. А потом начинают проявляться кровавые полосы, и оказывается, он себя на сантиметр порезал. Наложили в итоге пятьдесят швов. Это все снято вживую. Есть съемки, как он лазает на огромных стадионах во Франции, чуть не падая со стометровой высоты. Много, много чего интересного. Но никому не надо это. Были бы у меня деньги, я бы давно все выпустил. Федорев мне давно все разрешил. Говорит: "Делай, что хочешь". Денег только не дал.

На днях состоялась "презентация" котельной "Камчатка", где работал ты, работали Цой и Машнин, и еще множество всяческих рок-людей. В связи с этим, не появилось ли у тебя желание выпустить камчатские вахтенные журналы, выдержки из которых печатались когда-то в журнале "Иванов" и пользовались большим успехом у читателей?

Я являюсь совладельцем "Камчатки", но о ее открытии узнал случайно. Толик Соколков, второй совладелец, как-то не особенно со мной обсуждал свои планы и виды на камчатские действа. А давая интервью какой-то газете, даже перепутал мое имя. Что же касается журналов, их после смерти Цоя хотела издать Марьяна Цой. В основном же о них судят как раз по публикации в "Иванове". А это уже вычищенный и обработанный материал, оттого он и кажется очень интересным и ярким. Забавные реплики, яркие смачные стихи. Много словесных находок. Что же на самом деле представляют из себя вахтенные журналы? Это, в основном, рабочие записи: вахту сдал - вахту принял. И так в нескольких томах. Да, есть в них литературные, словесные игры, которым впоследствии Андрей Машнин придал блеск и художественную форму. Мне нравится оттуда четверостишие, ставшее весьма расхожим:

"Крейсер "Аврора" из пушки стрелял,
В зимнем дворце пролетарий насрал
Вы№б крестьянин буржуйскую дочь -
Весело в Питере было в ту ночь".

Подработав материалы, можно бы было издать часть написанного на "Камчатке". Но'и для этого нужны деньги. Так что, куда не пойди, все дороги ведут в мой магазин.

Адрес статьи в Интернете:
Musicsclub

Опубликовано на сайте Йя-Хха 2007-07-22 20:23:08 (Morita)

Версия для печати  Послать статью почтой
Читателей: 2990
Комментариев: 0
Версия для печати


Мой комментарий

Ник
  
Пароль


    Самые читаемые статьи в рубрике "Интервью":

  • Вопросы Владу Шебашову
  • In the Eye of the Storm
  • «У меня было какое-то предчувствие»
  • Книга интервью Виктора Цоя
  • Георгий Гурьянов о себе, Тимуре Новикове, Цое
  • Он был и, наверное, остался для меня скорее как художник
  • Как делали "Иглу"
  • Интервью Д.Гордону в Киеве 1990г
  • Православный рок в исполнении иеромонаха
  • Георгий Каспарян О Викторе Цое



  • Ники   Опросы   Рубрики   Цитаты   Архив   Правила   Контакт

    Copyright © 2006-2020 Рашид Нугманов
    Использование материалов
    без разрешения авторов запрещено

    Яндекс.Метрика

    Загрузка страницы 0.017242 сек.